Развитие речи детей в возрасте четырех-пяти лет

Дети от 4 до 5 лет уже разговаривают вполне осмысленными фразами. Сейчас главная задача родителей — помочь малышу строить верные фразы и увеличивать словарный запас. Он учится с каждым днем и повторяет все, что слышит. Развитие речи в этот период происходит довольно быстро. Теперь уже малыш может описывать предметы, знает цвета, числа, названия. Его воображение стимулирует потребность разговаривать.

Много вопросов про наш мир и жизнь ждут вас в этом возрасте. Не стоит паниковать, если сейчас малышу трудно даются какие-то звуки или буквы. Все можно поправить, главное – заниматься вместе. Если есть проблемы, то их выявит логопед – не забывайте посещать этого специалиста во время диспансеризации. Сейчас, в 5 лет, детей активно готовят к школе, а значит, речь очень важна. Помогите малышу, используя развивающие техники и игры.

Особенности речи в 4-5 лет

Кроха еще не знает достаточно слов, чтобы описывать предметы, но уже пытается это сделать. Он может использовать богатую жестикуляцию, мимику и подражать звукам. Сейчас ему необходима ваша помощь, чтобы расширить словарный запас. Развитие речи идет достаточно быстрыми темпам, но иногда этого недостаточно. Этот момент можно назвать позитивным, ведь психическое развитие опережает речевое. Малыш уже понимает то, что хочет сказать, но вот слов не хватает. Он может менять названия предметов или придумывать свои.

Так червяк становится «ползуном» или «ползуком», а одеяло – «покрывакой». Вам не нужно смеяться над этим, наоборот — прислушивайтесь, исправляйте. Помогите подобрать слово по ситуации. Разберите с ним предложение. Сейчас, в возрасте 4-5 лет, происходит быстрое запоминание. Разучивайте маленькие стишки, особенно те, которые тренируют гласные и согласные буквы. А потом можно демонстрировать стишки всем желающим. Правильное произношение слов спрятано в этой простой форме обучения.

Помогайте ребенку, объясняя разные явления и ситуации. Для детей это самый простой способ узнать новое о мире. Гуляя на улице, выбирайте 1-2 объекта для беседы. Вы можете задавать ребенку вопросы, начинающиеся со слов «как ты думаешь…», «как считаешь…». Важно, чтобы его логика сейчас работала слаженно. Тогда речь быстро догонит психоэмоциональное развитие.

Сложные звуки

Некоторые звуки и буквы даются нелегко. Для детей 4-5 лет особую сложность представляют:

  • шипящие согласные буквы (Ч, Ш, Щ, Ж) – они часто проглатываются или заменяются другим звуком;
  • сонорные, такие как Р, Л – их тяжело произносить детям с деформациями носоглотки;
  • свистящие (С,З,Ц) – обычно они не так сложны, но иногда детям приходится учиться им довольно долго.

Если до 5 лет не прошли проблемы, значит, развитие речи идет по неправильному пути. Необходимы занятия с логопедом или дефектологом. Для маленьких детей исправление простых дефектов не является проблемой. Так что вы успеете подготовиться к школе, и паниковать абсолютно не стоит.

Следите и за тем, как вы сами произносите слова и звуки дома, исправляйте неправильное произношение. Возможно, именно вы говорите нечетко, а дефекты родителей в плане речи часто передаются детям. Они копируют то, что слышат, и все запоминают. Так что будьте внимательны к себе.

Что малыш уже умеет

Не так мало, как может показаться. Давайте посмотрим, какие речевые навыки имеет ребенок в 4-5 лет:

  • строит предложения так, чтобы они были понятны не только родителям, но и другим людям (речь осмысленная);
  • знает не только названия предметов, но и их качества (твердый. мягкий. зеленый, горький, злой);
  • знает различия между единственным и множественным числами;
  • может задавать вопросы, используя вопросительную интонацию;
  • отвечает на вопросы, поддерживает диалог с детьми и взрослыми;
  • можете пересказать сказку, фильм, рассказать о какой-то игре;
  • по описанию предмета может найти его в комнате;
  • знает названия разных животных, птиц, растений, имена людей.

А ведь он начал осмысленно разговаривать не так давно. Видите, как быстро ребенок получает знания. Для детей это несложно, особенно если их жизнь насыщена событиями, новыми предметами и впечатлениями.

Развитие речи начинается активно тогда, когда в речи есть потребность. Помните анекдот о том, как мальчик молчал до 7 лет, а потом сказал, что каша несоленая? Так ведь это потому, что раньше все было в порядке. Это шутка, но в ней очень много правды. Зачем говорить, если родители тебя понимают без слов, а других людей в поле зрения нет?

Активнее развивайте контакты с другими детьми, гуляйте, посещайте кружки. Новые впечатления — новые слова и желание поделиться ими. Так формируется словарный запас. Считается, что к 4 годам малыш уже знает около 1500 слов, пусть и не все они используются. Теперь не останавливайтесь — ведите активный диалог.

— Как прошел день в садике?
— Что кушали?
— Во что играли?
— Что нового рассказывала воспитательница?
— Что ты видел на улице? Каких птиц, животных?
— Чем хочешь заняться после ужина?

Дайте ребенку возможность говорить.

Советы родителям: как помочь быстрее заговорить

Кажется, что другие дети говорят уже гораздо лучше, осмысленнее и быстрее. А ваш только-только складывает предложения и использует слишком мало эпитетов. Мамы и папы, не стоит сейчас волноваться! Развитие речи идет по определенному графику, но иногда малыш может немного отставать. Речь не идет о задержке в развитии – просто он делает это чуть медленнее, в своем темпе. Иногда достаточно всего одного маленького толчка, чтобы процесс двинулся с небывалой скоростью.

В этом возрасте многие отдают детей в садик. Кто-то сделал это еще раньше. Там малыш находится в большой компании детей, с ними целый день воспитатели и нянечки, постоянное общение, игры, взаимодействие – все это стимулирует развитие речи.

Словарный запас быстро пополняется, а проблемы уходят. Нужно понять, что нельзя просто оставить малыша перед телевизором с развивающим мультиком. Это приводит к печальным результатам. Необходимо живое общение – чем больше, тем лучше. Сверстники, взрослые, другие дети — они учатся друг у друга, перенимают не только новые слова, но также манеру речи, интонации.

Если вы все же решили, что до школы малыш будет дома, то им нужно активно заниматься. Если нет, то речь не будет развиваться должным образом. В любом случае, если вы заметили дефекты, которые не удается исправить, обязательно идите к логопеду. Он может развеять ваши страхи всего за 30 минут. А даже если подтвердить их – спокойствие! Чем раньше начнутся речевые тренировки или лечение, тем быстрее ребенок достигнет хороших результатов.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий