Развитие речи у детей дошкольного возраста сегодня достаточно актуальная проблема в связи с целым рядом причин:

- В раннем возрасте у детей происходит активное развитие психических функций, и речевая активность позволяет дошкольнику усваивать правила и нормы родного для него языка.
- Уже в этом возрасте благодаря речевым навыкам ребенок получает определенный общественный опыт под руководством взрослых.
- Заболевания и нарушения в развитии могут помешать нормальному процессу развития речи.
- Число детей с нарушениями речи увеличивается в связи с недостаточным вниманием взрослых к процессу формирования их навыков.
- Взрослые все меньше обеспечивают детям «живое» общение.
- Речевая и познавательная культура в современном общества перешли на более низкий уровень.
Именно поэтому очень важно начинать работать с детьми, подбирая эффективные методы для развития речи, с раннего возраста, чтобы, способствуя развитию дошкольника, не допустить проявления нарушений разного характера и своевременно уменьшить вероятность отставания в формировании речевой функции.
Что говорят исследования?
Многочисленные исследования в области развития речи в дошкольном возрасте показали, что наибольшей активности в процессе овладения родным языком можно добиться, если вовлечь детей в не менее активную речевую деятельность.

Важно понимать, что в первые годы жизни дети сталкиваются с основной проблемой — необходимостью понимать то, о чем говорят взрослые как с ребенком, так и между собой. Кроме того, именно в этот период закладывается словарный запас малыша, с каждым новым годом пополняемый новыми словами. Принимая это во внимание, необходимо подбирать такие методы, которые позволят стимулировать развитие речевой активности у детей дошкольного возраста.
Принято выделять несколько основных групп методов, актуальных в дошкольном возрасте:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Работать с детьми можно как в группах, например в детских садах или школах раннего развития, так и в домашних условиях, уделяя занятиям время в повседневной жизни.

Необходимо сосредоточиться на том, чтобы стимулировать у ребенка активную речь, применяя к нему наиболее действенные методы и приемы.
Например, наглядные методы основаны на наблюдении за живыми людьми, животными, явлениями природы во время путешествий, прогулок и экскурсий и предполагают описание всего, что попадается на пути и с чем приходится сталкиваться дома.
Практические методы подразумевают использование для стимуляции речи специальных упражнений и игр.
Словесные методы построены на введении в жизнь дошкольника стихов, сказок и потешек с их чтением, пересказом и даже заучиванием.
С чего начинать?
Как только кроха появится на свет, с ним нужно сразу начинать говорить, чтобы речь была с ним постоянно. Отличный метод работы с совсем маленькими детьми — это применение малых форм фольклора, а также игровых песен, игр, потешек и приговорок, которые малышам особенно нравятся и приносят массу удовольствия.

Все действия малыша с первых дней жизни нужно сопровождать словами, тогда он привыкнет к речи, начнет вслушиваться в звуки, определять ритм, а со временем поймет и смысл слов, фраз, предложений. Это могут быть самые простые и знакомые всем с детства потешки и приговорки типа «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Петушок-петушок» и пр.
Важная роль всех этих песенок-потешек также заключается и в том, что они способствуют развитию тактильных навыков крохи (обычно сопровождаются прикосновениями), развивают его эмоциональную сферу. В раннем возрасте дети как никогда нуждаются в ласке, и такое народное творчество полностью удовлетворяет их потребности в физическом контакте с родителями.
Сказкотерапия для развития речи дошкольников

Изучая методы позитивного воздействия на развитие речи детей дошкольного возраста, нельзя не упомянуть такой приятный и интересный, а главное эффективный прием, как сказкотерапия. Методика подразумевает собой игру с ребенком, в процессе которой ему будет предложено сочинить сказку по собственному сценарию. Работать по этой методике смогут дети дошкольного возраста, которые уже достаточно уверенно овладели речью.
Сказкотерапия — это определенный алгоритм действий, позволяющих достичь поставленной воспитательной цели, в данном случае — стимулирования развития речи. Начинать работать с детьми можно с сочинения самых простых и коротких сказок, с одним или двумя героями.
Со временем, когда ребенок освоится, можно предложить ему придумать сказку на определенную тему, с несколькими героями и даже несколькими вариантами развития событий. Работа по этой методике позволяет не только усилить развитие речи у детей дошкольного возраста, но и способствует развитию фантазии, воображения и логического мышления.
Развитие мелкой моторики для стимуляции речи

Рассматривая эффективные методы работы с детьми дошкольного возраста над развитием речи, также можно упомянуть и развитие мелкой моторики рук. Специальные упражнения и игры, «завязанные» на движениях пальцев и кистей, будут способствовать стимуляции процесса развития речи, более того, ускорят развитие двигательного центра мозга ребенка, который отвечает за моторику рук.
Мелкие и сложные движения пальцами подключают к работе участки мозга. Чем больше будет таких движений, тем больше участков будет задействовано в работе. С дошкольниками в зависимости от возраста можно играть в разные пальчиковые игры, например, с совсем маленькими это может быть игра в ладушки или «Сороку-ворону», а с детьми постарше лучше позаниматься конструктором, лепкой из теста или глины, сложить мозаику.

Кстати, продуктивная деятельность, а именно к ней можно отнести творческие занятия лепкой, аппликацией и рисованием, действительно играет важную роль в процессе работы над развитием речи детей дошкольного возраста. Во время занятий дети получают возможность узнать, что такое:
- форма;
- цвет;
- размер.
Кроме того, в процессе игры у малышей формируются образы и понятия, на новый уровень переходит и речь.
Методика развития речи «пескотерапия»

Выбирая методы для работы с детьми дошкольного возраста над развитием речи, не стоит обходить вниманием и такой интересный вариант, как пескотерапия. Речь идет об увлекательных занятииях с детьми с использованием песка (на сегодняшний момент — кинетического, с которым можно играть даже дома). Такого рода терапия детям особенно близка и понятна, ведь с самых первых лет свой жизни они проводят много времени в песочнице, где учатся говорить первые слова, ищут способы наладить контакты со сверстниками.
Именно поэтому так важно, чтобы у дошкольника была возможность играть с песком, как дома, так и на улице. Во время таких игр малыш чувствует себя свободно, не ощущает опасности и, что важно, развивает мелкую моторику рук, избавляясь от мышечной напряженности. Методы с использованием песка считаются наиболее эффективными для развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Методика Зайцева: как работает?
Итак, заканчивая анализировать и сравнивать методы, подходящие для работы над процессом развития речи у детей дошкольного возраста, остановимся на еще одной методике — Зайцева. Суть ее сводится к тому, чтобы показать дошкольнику, что базовая и наименьшая составляющая речи — это слог. Детям показывают кубики со слогами, помогая составлять разные цепочки. Заниматься таким образом можно как в группе детского сада, так и в домашних условиях.

Со старшими дошкольниками также можно работать над прививанием навыков чтения, используя кубики Зайцева и его методику. Занятия обязательно должны проходить в игровой форме. Особенность кубиков — вмонтированные в них предметы, издающие разные звуки: деревяшки, бусины, колокольчики. Кубики со звонкими слогами звучат звонко за счет колокольчиков, тогда как кубиков с глухими слогами почти не слышно из-за такого же глухого внутри них звука деревяшек.
Такое необычное устройство кубиков помогает дошкольникам научиться отличать звонкие слоги от глухих, группировать их и складывать между собой, проговаривая и пропевая.
В заключение отметим, что активизация речи у детей дошкольного возраста может быть осуществлена в разных вариантах деятельности. Важно правильно подобрать методы работы с детьми, учитывая их возраст и индивидуальные особенности. Результатом правильной работы станет богатая, раскрепощенная и грамотная речь ребенка.