Ваш малыш хочет общаться все больше. Теперь его игры сопровождаются словами и коротенькими фразами. Он еще не умеет разговаривать бегло, но очень старается. В этот момент его речевое развитие ускоряется. Ребенок уже знает достаточно слов, чтобы общаться с родителями, играть с другими детьми – теперь ваша задача в том, чтобы помочь ему научиться правильно употреблять речевые конструкции.

Читайте ему, рассказывайте сказки, показывайте новые игры. Ребенок стремится поделиться своими желаниями, достижениями, привлечь внимание, а для этого хочет поскорее заговорить, копирует слова, звуки. Но не нужно беспокоиться, если малыш не спешит заговорить с вами. И уж точно не стоит слушать советов других мам и сравнивать своего ребенка с другими, ведь все дети индивидуальны. А до 4 лет все проблемы должны пройти – в этом возрасте детишки уже разговаривают очень бегло.
В возрасте 2-3 лет необходимо проверить ребенка у логопеда. Это важно, ведь определить наличие серьезных дефектов речи нужно как можно раньше – тогда и устранить их будет гораздо проще, чем в более старшем возрасте.
Простые и сложные буквы
Не переживайте, если у ребенка пока не получается произносить некоторые звуки – это нормально. Он учится, запоминает слова, но не всегда четко. Скорее всего, дело просто в том, что вы говорите довольно быстро и некоторые слова произносите не вполне внятно. Взрослые понимают вас, а для малыша слово звучит совершенно по-другому.
Разговаривая с детьми 2-3 лет, необходимо контролировать свою речь. Выбирайте для него более простые слова и варианты построения фраз. Так, вместо «Какой напиток предпочитаешь?» мы спрашиваем маленького ребенка: «Что хочешь попить?». Так вы облегчите для него понимание, а это упростит и ускорит развитие речи.

Могут возникнуть трудности с правильным произношением звуков. Некоторые из них легко произнести, а другие иногда остаются проблемой еще несколько лет. В этом возрасте для детей согласные звуки Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С обычно не составляют особого труда. Остальные же согласные чаще всего просто проглатываются, опускаются. С гласными такой беды нет – их произносить легко.
Взрослые должны следить за своей речью. В 2-3 года ребенок еще не понимает значения слов и их соотношения с контекстом, но быстро запоминает все, что слышит. Ваши слова-паразиты или нецензурная лексика очень легко входят в словарный запас малыша. Сейчас ему просто необходимы новые слова, так что помогите ему пополнить запас правильной лексикой: разговаривайте, читайте, спрашивайте и отвечайте вместе.
«Материнский язык»
С рождением малыша мама учится понимать его желания. Очень скоро она привыкает говорить на его языке так, чтобы ему было понятно. Вот ребенок только-только начнет произносить нечеткое слово или вообще звук, а мама уже знает, что это означает. Это очень хорошо, что между вами установилась связь. Плохо то, что это тормозит развитие речевой функции.

Ваши общие слова и звуки, набор слогов — это так называемый материнский язык, явление, которое психологи и дефектологи выявили сравнительно недавно. Это явление сильно влияет на развитие речи. В 2 года малыш знает некоторый набор слов. В 3 — может составлять простенькие фразы. Это нормально. Если этого не происходит, то ставится диагноз «задержка речевого развития». При общении с логопедом ваша проблема будет выявлена.
Мамам советуют переходить на осмысленную речь. Зачем развиваться, учиться новым словам, если и так все понятно, да еще мама тебя поддерживает? У ребенка пропадает стимул. Спрашивайте его и дожидайтесь ответа. Он должен понять, что речь — это необходимость, то, к чему он должен стремиться. Для детей не составляет труда запоминать новые слова. Помогите своему ребенку: учите его, а не подыгрывайте. Так ему будет гораздо легче в дальнейшем.
Игры для развития речи
В таком возрасте сажать малыша за тетради и книжки совершенно бессмысленно. До 5-6 лет ему необходима подача материала в виде игры. Это ему интересно и не приносит дискомфорта. Только помните, что в этом возрасте ребенок способен концентрировать внимание на чем-то одном не дольше 10-15 минут. Попробуйте урок на изучение новых слов построить вокруг его любимой игры или игрушки. Если вы сможете заинтересовать его, то ребенок с радость будет играть и учиться с вами, и новая информация усвоится намного лучше.

Как вариант – вы можете попросить его что-то сделать, например принести какую-то вещь: машинку, мягкую игрушки, ручку со стола… Если он не знает какого-то слова, то сходите вместе с ним, покажите предмет и назовите его. Несколько повторений, и уже через пару дней название вещи станет привычным.
Даже просто постоять возле окна может быть для детей полезно и познавательно. Покажите ему небо, облака, листики деревьев, объекты во дворе. Называйте все это четко и разборчиво. Как только он выучит первые несколько слов, начните прибавлять к ним простейшие определения: «небо голубое», «облака белые»… Так вы выучите несколько цветов. Затем начните задавать вопросы:

- Что это? (указывая на небо, солнце, дерево)
- Какого оно цвета?
- Облака голубые?
- Где небо?
- Покажи мне деревце.
Такая простая игра отлично развивает память и дает представление о нашем мире. Можно играть в слова и на улице. Там много разных предметов, все новое, интересное, яркое и привлекает внимание. Когда вы изучаете мир и слова на наглядных примерах, усвоение понятий и развитие речи происходит гораздо проще.
Речевые упражнения

Самое простое упражнение для развития речи – повторение звуков. Какие-то даются легко, а другие — пока еще с трудом. Но не стоит концентрироваться только на неудачах. Повторяйте все, хвалите малыша за успехи. Постепенно вы научите его правильно произносить любые звуки. Но в любом случае хотя бы раз посетите логопеда для диагностики, особенно если есть серьезные проблемы. В этом возрасте многие дефекты речи у детей можно исправить самыми простыми упражнениями.
Каждый звук что-то означает. Покажите ребенку, например, как воет волк (ууууу), как рычит тигр (ррррр). Это рассмешит малыша, а значит, он моментально запомнит новую информацию.
Часто проблемой становятся именно шипящие звуки. Произносите их так, чтобы ребенок мог видеть движения ваших губ и языка – это поможет ему сориентироваться.
Причины задержки в развитии речи

В возрасте 2-3 лет логопед впервые проверит ребенка серьезно. Если не будет выполнена норма по словам и звукам (не менее 80 слов активной речи), то ставится диагноз «задержка речевого развития». Здесь для родителей главное не паниковать. Детям бывает трудно выполнить эту норму по разным причинам. Возможно, ответ очень прост: малыш много времени проводит у телевизора. Такое пассивное слушанье, когда совершенно не нужно говорить, очень опасно, так как ребенок подсознательно перестает видеть в этой самой речи необходимость и теряет желание развивать разговорные навыки. В таком случае выполняйте рекомендации логопеда, меньше включайте телевизор в доме и больше занимайтесь с ребенком – уже через год развитие речи вернется на нужный уровень.
Бывают и более сложные случаи:
Болезни носоглотки и ушей
Не всегда родители вовремя распознают эти проблемы – иногда даже глухота ребенка на одно ухо долго остается незамеченной. Сниженный слух не проявляется у детей как-то особенно, и вы можете списать это на индивидуальные особенности ребенка, а на очередном осмотре у ЛОР-врача вам внезапно сообщат о заболевании. Некоторые виды снижения слуха лечатся, другие, к сожалению, нет. К счастью, современная медицина предлагает разные варианты компенсации слуха.

Состояние носоглотки тоже очень важно для развития речи. Из-за врожденного дефекта у ребенка может не получаться произносить носовые или горловые звуки. Здесь все зависит от вида деформации и степени изменения. Иногда простая операция может исправить ситуацию раз и навсегда. Но первое, что нужно сделать — проконсультироваться с врачом.
Общее состояние здоровья тоже влияет на начало развития правильной речи. Очень важно, нормально ли кушает ребенок, получает ли достаточно витамином. При недостатке некоторых микроэлементов развитие участков мозга, отвечающих за речь, будет проходить медленнее.
Болезни ЦНС (центральной нервной системы)

К сожалению, многие из них очень серьезные. К заболеваниям ЦНС относятся и те, которые вызывают недоразвитие интеллекта. Ребенку с болезнями такого плана понадобится лечение и коррекционная педагогика. Развитие речи в этом случае не может прогрессировать так, как у детей без подобных проблем. В возрасте 1-2 лет, максимум до 3 лет, такие проблемы уже могут быть выявлены – именно поэтому важно регулярно водить ребенка на осмотр к врачу, чтобы не упустить начало заболевания.
Недостаточное внимание родителей
Конечно, тяжело совмещать работу, домашние хлопоты и воспитание малыша. Но ребенку 2 лет просто необходимо быть в компании с человеком, у которого можно учиться. Если у родителей нет возможности проводить время с малышом, то развитие речи будет проходить медленнее. Никакие игрушки не могут заменить общения. Мы не рождаемся с умением говорить – мы его приобретаем. Для ребенка вы и ваша речь — эталон. Чем чаще вы разговариваете, тем больше новых слов он узнает. Если же общения недостаточно, то процесс затормаживается: малыш продолжает говорить на своем языке звуков и отдельных слов. А если нет развития речи у ребенка, то замедляется и развитие интеллекта. Помните об этом и проводите как можно больше времени вместе со своим малышом.