Развитие речи ребенка по возрастным этапам

Еще раньше, чем ребенок произносит свои первые слова, речевой центр начинает работать. Малыш произносит звуки, крики, потом они начинают отражать простейшие эмоции. Этапы развития речи проходят довольно быстро. Главное — у ребенка должен быть пример, а значит, с ним необходимо разговаривать, читать, общаться.

Чтобы у детей не было отставания в развитии речи, родители должны следить за своеобразным «графиком». Педагоги и психологи составили поэтапный процесс изменения и усложнения речи. Небольшая задержка поправима, а вот серьезную придется лечить. Сейчас самое важное — правильно заложить основы речи. Больше разговоров, новых слов, общения и эмоций в голосе. Тогда ребенку будет проще научиться говорить и это произойдет раньше.

Учимся говорить

Взрослый человек вряд ли помнит, как учился говорить. Слова и фразы сами приходят на ум. Больше того, некоторые из нас говорят на разных языках. Здесь понятнее — новый язык приходится учить с основ: звуки, буквы, слова, потом появляются фразы. Они усложняются, становятся более эмоциональными. Вот так же мы учим свой родной язык, правда, не осознавая этого.

У детей запоминание слов, звуков, акцента происходит проще: с самого рождения они слышат каждый день новые слова, повторяются старые. Слово и предмет становятся связанными. Мы не помним, как выучились родной речи, ведь это происходило путем связывания образов и звуков.

Вы смотрите на предмет, а в голове возникает его название. Все потому, что в детстве мы так выучились распознавать окружающий мир. В голове у ребенка формируется прочная связь: слово-предмет, явление, человек, животное.

Самое главное – стимулировать речь. Это тоже несложно с детьми, ведь они подражают взрослым. Первая речь ребенка — подражание звукам. Потом он запоминает слова. Их становится все больше. Уже к 5-6 годам кроха спокойно оперирует 3000 слов на родном языке. Конечно, если развитие речи идет правильным путем.

Поэтапное развитие речи

Самые важные этапы проходят до 1-1,5 лет ребенка. Это переход от простого крика к осмысленным словам. Это довольно быстро, если учесть сложность нашего речевого центра. Конечно, речь идет о детях, которые растут в семье – у них есть по крайней мере 5-6 человек, которые часто с ними разговаривают. На раннем этапе выделяют следующие периоды:

  • Крики — с рождения, у маленьких детей это возможность привлечь внимание матери;
  • Гуканье — проще всего произносить звуки «агу», «агы», «гы», «ууу». Этот период проходит в возрасте от 2 до 3,5-4 месяцев. Такие звуки – первая попытка ребенка произнести что-то, что пока еще невозможно;
  • Лепет — это повторение одного и того же слога много раз. Сейчас он может произнести «ма-ма-ма» или «бу-бу-бу». Период от 4 до 7,5 месяцев;
  • Слова — с 11-12 месяцев лепет может подарить вам несколько слов, например «мама», «папа», «баба», «дай». Сейчас малыш произносит их не постоянно, а как обращение или просьбу. Он все еще лепечет, периодически кричит — так проще всего выразить недовольство;
  • Первые слова у детей появляются с полутора лет. Они все больше похожи на взрослую лексику, правда, пока выговариваются не все буквы. Например, малыш может сказать «моко» на молоко.

Конечно, все относительно. Кто-то начнет лепетать раньше, а произносить слова позже. Здесь нет ничего страшного для вашего ребенка. Проблемы развития речи выявляются только на втором году жизни.

Сколько слов мы уже знаем

Для речевого развития очень важно, сколько слов знает ваш кроха. Его личный «словарик» насчитывает приличное количество слов уже к 4 годам жизни. Для детей необходимо общение с родными и сверстниками. Так они усваивают новое быстрее. Поможет вам чтение сказок, рассказывание историй. Некоторые слова дети выдумывают сами – их в подсчет словарного запаса не включаем.

  • 1 год – малыш уже уверенно говорит от 5 до 9 слов;
  • 1,5 года – кроха знает 20-30 новых слов, которые использует каждый день;
  • 2 года – максимально 200-210 слов. Минимум тут 80-90 – меньше будет считаться отклонением;
  • 3 года – от 800 до 1000 слов используется ребенком;
  • 3,5 года – чуть больше, и это хорошо. Эти 6 месяцев могли принести 500-600 новых слов;
  • 4 года – до 2000 слов или чуть больше, причем многие из них уже эмоционально окрашены;
  • 5 лет – огромный прорыв: около 2500 слов для малыша.

Нужно отметить период 2-5 лет. В это время малыш начинает разговаривать все интенсивнее. Он может делать интонационные акценты, использовать вопросительный или указательный тон.

Общение ребенка с матерью — это особая тема. Здесь психологи отмечают понятие «материнский язык». Он формируется еще на уровне лепета. Мама хорошо понимает, что лепечет или «гулит» малыш, и может отвечать ему на том же «языке».

Это существенно тормозит развитие речевого центра, потому что малышу нет потребности развивать его – все и так понятно. Мамам нужно это учитывать. Говорите с ребенком ласково, нежно, используя смешные словечки, но в остальном язык должен быть взрослым, без сюсюканий.

Начинаем говорить фразами

Переход от слов к фразам проходит плавно. Для детей это нормальное развитие речи, и они сами пытаются строить первые фразы. Ничего страшного, если они получаются нечеткими или забавно-ошибочными. Помогите ребенку: что-то заучите с ним наизусть, исправляйте ошибки произношения.

Примерно с 2 лет малыш может построить фразу из 2-3 слов. Позднее они уже строят предложения, используя почти все части речи. К 4 годам нормальное развитие речиразвитие речевого центра – уметь использовать несколько прилагательных или вопросительные слова.

Обычно в 4 года для ребенка не составляет труда менять суффиксы и окончания при разговоре. Так что его речь уже вполне взрослая. Теперь ее стоит оценивать не по количеству слов. Ответы на вопросы будут своеобразным тестом. Односложный ответ на любой вопрос должен насторожить родителей.

Прочтите сказку, а затем попросите пересказать ее парой предложений, придумать продолжение. Например, Принц и Белоснежка поженились, а что было дальше? В 4 годика для малыша уже не проблема придумать коротенькое продолжение: они жили вместе, завели кошку, у них появился сыночек или дочка. На этом этапе развития этого вполне достаточно. Чем больше подробностей жизни героев придумывает ребенок, тем лучше. Здесь вместе с речью работает его фантазия и логика.

Произношение и дефекты

На первых этапах развития речи могут быть дефекты произношения. Не стоит сразу же паниковать, что ребенок не выговаривает буквы. Скорее всего, ему просто нужно больше тренироваться. Слушайте его, отмечайте неправильное произношение. Можно подобрать слова или стишки для тренировки. Обычно на исправление дефекта уходит немного времени.

Если же вы видите, что время идет, а от речевого дефекта избавиться дома не получается, придется сходить к логопеду. Основные проблемы с речью фиксируются в возрасте 2 лет – до этого считается, что развитие все еще продолжается.

Одна из особенностей развития речи — чем меньше слов, тем правильнее ребенок произносит их. У детей с большим словарным запасом «проваливаются» твердые согласные, они могут имитировать заикание. Так что иногда лучшее качество речи у тех, чей словарный запас на 10-15% ниже.

Здесь важно знать: у всех детей речевое развитие идет разными развитие речипутями. Это зависит от родителей, наличия старших детей, общения в семье, от того, как часто приходят гости. Факторов речевого развития много, так что не переживайте, если соседский малыш уже правильно строит фразы, а ваш еще не может выговорить «дай яблоко».

До двух лет возможны слоговые проблемы. Малыш теряет слог или, наоборот, добавляет еще один. Так, «собака» может быть «абака», «бабака», «ака». Сейчас не нужно каждый раз поправлять ребенка – просто показывайте, как нужно произносить. Скажите «Собака? Где? Покажи мне».

Задержка речевого развития (ЗРР)

Если логопед ставит такой диагноз, то вы должны правильно воспринять значение слова «задержка». Это не патология, не дефект, а именно задержка. Такой диагноз можно поставить, только если ребенок уже достиг возраста 2 лет, но его речь все еще очень плоха.

Задержка развития речи проявляется как малый набор осмысленных слов. Раньше считалось, что 200 слов для детей 2-х лет — это желанная норма. Теперь же логопеды снизили этот порог до 50-100 слов. Если развитие речиребенок не может выговорить простые слова, у него теряются слоги, добавляются новые — его речь тяжело разобрать.

Обычно для развития речевого центра необходимо именно говорить. Сейчас много говорящих игрушек, многие мамы включают часто телевизор. Ребенок слушает, а говорить ему нет никакой надобности. Уберите этот фон – и ему придется самому начать разговаривать.

ЗРР снимется в 4-5 лет, если эти проблемы прошли. Если же нет, для таких детей рекомендованы занятия с логопедом. При сильной задержке вы, к сожалению, не попадете в школу. Этим вопросом нужно заниматься, пока у ребенка есть все шансы самому поправить ситуацию.

Как правильно разговаривать с ребенком

Существует несколько простых правил, как говорить с ребенком. Все они направлены на развитие его речи, а значит, родители должны внимательно отнестись к вопросу.

Есть такой анекдот, когда мальчик до 7 лет молчал, а потом сказал, что каша несоленая. На вопрос «Чего же ты молчал 7 лет?» он ответил, мол, раньше-то все было хорошо. В этой шутке есть доля правды. Пока для ребенка нет потребности или мотивации говорить — зачем ему говорить? Мама и так понимает его крики, лепет, «гульканье»… Поэтому побуждайте его к общению: задавайте вопросы, заучивайте фразы, просите повторить то, что он сказал.

Одна тема за один раз

Сын приносит вам мячик или машинку, чтобы поиграть. А вы спрашиваете, не хочет ли он есть, спать, на горшок. Ему совершенно непонятно, как вообще связаны эти темы. Да и вам не будет понятно, если не вдумаетесь. Попробуйте настроиться на одну волну. Отложите вопросы про горшок и поговорите про мячик, поиграйте с ним. Назовите его цвет, скажите, что мячик большой, красивый, зеленый, новый…

Интерес

Важно, чтобы тема была для ребенка интересной. Когда вы настаиваете на каком-то действии в игре, например, просите раскладывать предметы по цветам или складывать пазл, а малышу хочется поиграть с машинками — интереса мало. Играя в то, что ему интересно, малыш будет сопровождать все это звуками, словами, а потом и фразами.

Взрослый понимает, что перед ним ребенок

Для правильного речевого развития важно, чтобы взрослый понимал: это малыш, пусть ему 2 года или 4, но это еще маленький ребенок. Тема разговора нужно выбирать адекватную интересам ребенка. Поддержать разговор по политику и экономику он пока не может. Малыш слышит знакомые слова: машинка, играть, мяч, книга со сказками, кукла. Это стимулирует его к коммуникации на доступную ему тему. Если ждать от него ответа на сложный вопрос, то вы лишь смутите и испугаете малыша.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий