Речь – это то, что отличает людей от всех остальных живых существ на планете. Поэтому можно сказать, что чем раньше ребенок начнет говорить, тем быстрее начнет соответствовать понятию «человек». Когда у малыша расширяется словарный запас, у него появляется больше возможностей узнать об окружающем мире, а вместе с тем развить свой разум и свои чувства.
Чем быстрее дети учатся разговаривать, тем быстрее они взрослеют. С говорящими карапузами легче найти язык для общения и решения различных спорных вопросов и ситуаций. Поэтому вопрос, как быстрее научить ребенка говорить, становится очень актуальным, даже если речь идет о двухлетнем ребенке. В 2 года малыши наиболее любознательны, и если в этом возрасте помочь им овладеть основами родного языка, то их кругозор и возможности начнут развиваться значительно быстрее и глубже, чем если с ребенком не заниматься.
С чего начать
Есть много разных способов, которые можно задействовать, чтобы помочь малышу поскорее овладеть большим словарным запасом. По запросу «как учить ребенка в 2 года разговаривать» в интернете можно найти не только советы, но еще и всевозможные аудио- и видеоматериалы с рекомендациями специалистов и готовыми программами развития, в том числе и мультипликационными, то есть интересными двухлетнему малышу.
Также на эту тему написано много научных работ и статей, однако не каждая мама может позволить себе читать десятитомники, к тому же написанные довольно сложным языком. Поэтому мы постарались упростить информацию, суммировать некоторый жизненный опыт и ответить на такой важный вопрос – как же все-таки научить говорить ребенка в 2 года, если он еще этого не сделал. Сразу отметим, что в данном возрасте отсутствие складной речи не является патологией. Некоторые малыши начинают говорить только к трем годам, но сразу целыми предложениями!
Также следует запомнить, что если к двухлетнему возрасту у ребенка еще не получается правильно выговаривать многие звуки и слова родного языка, то это не повод для беспокойства и забегов по врачам в поисках несуществующего отклонения. Всему свое время. А 2 года – это как раз и есть период становления речи ребенка. Как и чему учить малыша в этот период, чтобы он в 2 года уже мог членораздельно выразить свою просьбу, понять, чего от него хотят, – об этом и пойдет речь далее.
Детки двухлетнего возраста очень любят копировать взрослых, в том числе повторять за ними слова. Это желание малышей нужно использовать, чтобы пополнить их словарный запас. Однако важно пополнять его хорошими словами. Постарайтесь забыть все то, что не предназначено для детских ушей, контролируйте себя. Ведь воспитывать прежде всего следует не ребенка, а маму и папу, так как малыш все равно вырастет таким, как они.
Детки в этот период похожи на попугайчиков. Все, что часто слышат, они впитывают как губки, а потом начинают воспроизводить. Поначалу без понимания смысла. Поэтому, чтобы взрослых не шокировала лексика чада, они должны приложить все усилия, чтобы наполнить ее добрыми, хорошими словами и понятиями. А для этого придется держать язык за зубами, а также следить за кругом общения ребенка, контролируя пока еще детский лепет.
Не стоит умиляться матерной речи или плохим словечкам, которые ребенок произносит без понимания смысла. Это временно. К тому же радость родителей заставит чадо повторять эти слова снова и снова, что позволит им закрепиться в лексиконе и отпечататься в памяти. Потом ребенку очень сложно объяснить, почему эти слова вдруг стали плохими, ведь еще вчера они так радовали взрослых, которые хохотали над «мимимишностью» своего «взрослого» карапуза.
Лучшее, что можно сделать в подобных ситуациях, – устранить источник нехороших слов или отдалить ребенка от него. Если это кто-то из близких, то придется провести серьезную беседу, возможно, и не одну. Однако это придется сделать. Если не обратить внимание на проблему, а это именно проблема, сразу, то потом можно столкнуться с уймой неприятностей, когда ребенок станет произносить бранные слова сознательно. Представьте, что это произойдет в магазине, на детской площадке, в саду или любых других общественных местах, где такие словечки из детского ротика станут шоком для окружающих и поводом для порицаний в адрес родителей.
В период становления речи – от одного до пяти лет – очень важно следить не только за лексикой малыша, но и за своей. Помните, что дети наследуют пример взрослых больше, чем слушают их слова. И если сказать крохе, что это слово говорить нельзя, а самим время от времени его употреблять, то ребенок невольно усвоит не рекомендацию, а именно родительский пример.
Самый лучший способ учить ребенка говорить – это разговаривать с ним. Общение, забота, внимание и участие – то, что поможет разговорить даже самого большого молчуна или молчунью.
Какие методы позволяют помочь расширить речевую практику детей
Можно смело сказать, что одну из главных ролей в развитии речи детей двухлетнего возраста играет мелкая моторика. В интернете есть много видеоуроков и просто фильмов по развитию мелкой моторики у детей. Что относится к моторике рук? Какие действия и занятия могут помочь ее развитию? Вот краткий перечень:
- пазлы;
- массаж пальчиков и кистей;
- завязывание шнурков;
- расстегивание/застегивание пуговиц;
- обводка предметов по контуру;
- перебирание пальчиками мелких предметов (фасоли, пуговиц, гороха, бусин и т.п.);
- присутствие в детских ручках карандаша, фломастера или ручки, которыми можно учить писать на бумаге.
Конечно, сначала это будут каляки-маляки, но это только ваше мнение. Ребенок обязательно впоследствии скажет, что он нарисовал. Причем скажет сам! Ведь именно этого добиваются взрослые. Разговорить малыша – вот задача из задач. И развитие моторики в данном вопросе очень важно, так как мозговые центры, отвечающие за работу рук, находятся рядом с теми, что отвечают за речь. Когда активизируются одни, подключаются другие, то есть они работают в связке. Поэтому, уважаемые родители, не тратьте времени зря и, кроме общения с малышом, уделите максимум внимания работе его ручек. Конструкторы, кубики и пазлы вам в помощь!
Кстати, в процессе рисования обязательно восхищайтесь шедеврами карапуза. Это поддержит в нем желание творить и дальше. Не исправляйте нарисованное. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите. А после просите еще новых и новых рисунков, ведь они ой как хороши!
Лучше всего каждый день уделять ребенку внимание и рисовать вместе с ним. Крохе помогут заговорить не только рисунки, но и собирание пазлов, застегивание пуговиц и завязывание шнурков, а также игра со специальными игрушками вместе со взрослыми, которые объяснят, что и как с ними делать. Больше и чаще играйте с ребенком, ведь именно в игровой форме дети лучше всего воспринимают реальную жизнь и с удовольствием занимаются всякими полезными делами, благотворно сказывающимися на их развитии.
Ученые всего мира уже давно доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления ребенка. Так, делая массаж пальчиков рук малышу до года, вы воздействуете на точки, которые подают сигналы в часть коры головного мозга, ответственную за развитие речи.
Три этапа развития речи у детей
От рождения до двух лет.
Это период становления развития речи у маленького человека, этап закладывания основ коммуникабельности ребенка. В этот момент в коре головного мозга детей активно развиваются речевые зоны. Необходимо избегать отрицательных обстоятельств, стрессов, потому что даже самые незначительные из них могут затормозить развитие речи крохи.
Период третьего года.
В этом возрасте начинает интенсивно развиваться связная речь малышей. Данный период можно назвать критическим. Активный рост организма дает о себе знать в дисбалансе эндокринной, сосудистой и центральной нервной систем. Он негативно влияет на поведение ребенка. В этот период у детей начинает проявляться упрямство и нигилизм. Часто карапузы проявляют протест на повышенные требования родителей или, наоборот, повышают свои требования ко взрослым. Именно в этом возрасте с детками следует быть, как можно тверже, но при этом проявляя лояльность, так как физиологические процессы, протекающие внутри детского организма, проявляются хаотичным созреванием определенных узлов функциональной системы речи. Также в этом возрасте стрессы в совокупности с особенностями развития ребенка могут создать предпосылки к заиканию.
6-7 лет.
Это этап развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Если в этом возрасте на ребенка оказывать психологическое давление возрастающими требованиями, то вполне вероятны нарушения и сбои в нервной деятельности. Они могут проявиться заиканием или другими речевыми расстройствами. Если вы обнаружили нечто подобное у своего малыша, то не стоит решать проблему самостоятельно – лучше обратиться к специалисту-логопеду.
Симптомы, которые свидетельствуют о наличии психоречевой задержки у детей
- Первый симптом может проявиться еще до года. Если младенец не произносит никаких звуков, даже простого «м-м-м», стоит рассказать об этом врачу;
- Второй симптом можно заметить, когда годовалый малыш привлекает к себе внимание взрослых исключительно плачем и не реагирует, если к нему обращаются;
- Третий симптом проявляется в возрасте полут
ора лет. Карапузы в этот период должны уметь распознавать на слух предметы и показывать их в книжке на картинках и т.д. Если этого нет – есть проблема.
- Четвертый симптом проявляется в 1,5–2 года. Ребенок не понимает простых требований: открыть рот, взять ложку, повернуть голову и т.п.
- Пятый симптом важен для возраста 2-3 года. Если ребенок не произносит отдельных слов и простых фраз, есть все основания предполагать, что в его речевом развитии есть задержка, которая вызвана какой-то причиной. Научить малыша говорить в таком случае пока что не представляется возможным.
- Шестой симптом. К четырем годам дети еще не в состоянии выражаться полноценными предложениями.
Если вы заметили в своем крохе один из этих симптомов, обратитесь прежде всего к детскому психологу, чтобы он определил причины отставания в развитии малыша. Эти причины могут быть очень серьезными, поэтому медлить не стоит. Чем раньше выявлена проблема и ее причина, тем легче исправить последствия.
Причины в отставании развития речи ребенка
Как родителям самостоятельно можно определить, что усилия, направленные обучение двухлетки разговаривать, не напрасны? Возможно, ребенок не разговаривает не потому, что не хочет, а потому, что не может. Следует знать, что причины могут быть физиологическими и связанными с генетикой. Их нельзя устранить с помощью простых занятий, которые требуются для развития здоровых детей. Вот эти причины:
- болезни головного мозга;
- следствия травматических повреждений головы;
- инфекционные заболевания, которые перенесла мать в период беременности или кормления грудью;
- проблемы, связанные со слухом;
- медленный рост клеток отдела головного мозга, отвечающего за речь.
Но это не все. У задержки развития речи есть также причины социального характера. Прежде всего это отсутствие необходимого минимума общения. От этого страдают дети в домах малюток. И если вы не хотите сделать своего ребенка похожим на несчастных брошенных детей, уделяйте ему время. Общайтесь с удовольствием – ежедневно и ежечасно. Если вы не можете найти свободной минутки на ребенка такого маленького возраста, то что будет, когда он войдет в пубертатный период? Ведь для решения большинства проблем и конфликтов подросткового возраста понадобится много говорить. При этом желательно, чтобы ребенок вас слушал и слышал. Однако этого не будет, если вы уже сейчас не можете наладить с ним отношения, уделив внимание и просто пообщавшись. Период детства быстро проходит, и потом его не вернуть, как и взаимопонимания, основы для которого просто некогда было заложить.
Иногда родители впадают в другую крайность. Они пытаются предугадать желания малыша прежде, чем он успевает их высказать. В этом кроется большая ошибка. Помните! Развивая речь ребенка, помогая ему высказывать свои просьбы, инициативы, вы развиваете его мышление. Побуждайте кроху говорить с самого рождения, и вам не придется думать, как заставить ребенка разговаривать и общаться в 2 года.
Что нужно делать родителям, чтобы ребенок заговорил?
Малышу исполнилось 2, у него нет серьезных причин для молчания, но он молчит, и в этом вы видите проблему – знайте: вам придется нелегко. Ведь именно в 2 года уже непросто наверстать упущенное, если проблема кроется в родителях.
То, что можно было получить естественным путем, развивая речь крохи от рождения, день за днем, теперь придется приобретать посредством тяжелого труда. Но это не повод опускать руки и отказываться от сложной и кропотливой работы, иначе можно упустить еще больше. В два года догнать речевое развитие еще можно, причем достаточно быстро. Позже – очень тяжело, каждый шаг будет даваться усилием воли родителей и ребенка, которые должны вместе работать на результат, а ведь одна из сторон может этого просто не желать.
В интернете вы можете найти специальный набор игр для речевого развития детей. Они предложены в виде видеороликов. Как говорится, лучше один раз увидеть… Чтобы вовлечь малыша в игру, можно показать ему какой-то новый предмет, а потом быстро спрятать его и снова показать. Такие приемы поднимают детям настроение, вызывают положительные эмоции и побуждают продолжить игру, а при этом и начать общение. В два года деткам интересно все новое, желательно – еще и яркое. Они любят игру в прятки, и это можно использовать в благих целях, например чтобы учить разговаривать.
Когда вы играете с малышом или гуляете на улице, помните: чтобы научить его говорить новые слова, их нужно повторять многократно в разных ситуациях и интонациях. В игре важно, чтобы вы не молчали, а комментировали каждое свое действие: «Сейчас мы оденем красное колечко на пирамидку…», «положим сверху еще один кубик…», «нарисуем мишку… вот мишкина голова… вот ушки…глазки, носик, ротик, туловище…» и т.п. Когда вы занимаетесь каким-нибудь трудом, тоже изображайте комментатора. Дотошного и подробного. Рассказывайте вслух, что вы делаете: «Возьмем кастрюлю, нальем в нее воды…». Это и будет ненавязчивое обучение.
Учите ребенка наблюдать и рассуждать. Это можно делать, не спеша прогуливаясь по парку и обращая внимание на разные явления природы, действия людей. Хорошо проводить такие уроки, стоя у окошка, которое является для малыша словно порталом в другой мир. Дети очень любят смотреть в окна, особенно когда на улице идет дождь или снег, а также происходит что-то интересное.
Можно показать ему листики, траву, облака. Задавать вопросы, если он станет произносить отдельные слова и фразы. Если малыш что-то сказал о дереве, можно спросить, какого цвета на нем листочки. Разговор надо постоянно стимулировать, подталкивая чадо к его дальнейшему развитию. Так легко учить новые слова, а также научиться говорить в принципе.
Хорошо читать малышу книжки и разучивать с ним незатейливые песенки. Вы будете развивать таким образом и память малыша, и музыкальный слух. Чтобы привлечь внимание к книге, выбирайте яркие и красочные издания. Да, вы заплатите за них в разы больше, но и результатом они порадуют быстрее! Это намного важнее той разницы, которую бы вы могли сэкономить.
Непременно следует повторять пройденное. Находить в книге изученный предмет, стих, песенку, чтобы малыш сам сказал, что это. Подобным приемом в память закладывается необходимая информация и происходит развитие речи.
Также в развитии речи помогают разговоры по телефону. Когда вы разговариваете с кем-то, знакомым крохе, дайте ему трубку, а абонента попросите задать малышу пару-тройку простых вопросов, на которые он мог бы ответить. Наиболее актуальны и популярны разговоры с бабушками – они могут часами лепетать с любимыми внуками. Используйте желание обоих абонентов пообщаться на благо собственного ребенка, ведь так легко можно научить не только говорить, но и поддерживать диалог!
Не менее полезно проводить с детьми активные игры, особенно на свежем воздухе, где можно с удовольствием выполнять мамины команды и повторять ее действия, например поприседать, побегать, покружиться, попрыгать. Таким образом можно учить малыша разговаривать. Все эти методы вполне подходят и для детей двух лет.
Дети как маленькие деревца: если за ними ухаживать, защищать от негативных факторов, они вырастут и превратятся в могучие деревья, которые будут дарить радость, плоды и тень во время знойных дней. Если же ими не заниматься и не учить, то их легко будет сломать, сколько бы им не исполнилось лет, чего бы они не добились в жизни… И сейчас ваша задача – научить малыша говорить, ведь ему так мало лет и у него все впереди.