
Речь является одним из самых важных направлений психического развития малыша. К возрасту 5-6 лет речь обычно уже довольно хорошо развита. С малышом можно разговаривать, его предложения эмоционально окрашены, используются все части речи. Конечно, необходима практика. Родители должны уделять достаточно внимания речевому развитию детей в этот период.
В этом возрасте развитие речи продолжается, и малышу еще многое предстоит выучить. Сейчас главное – стимулировать его на беседу с родителями и другими детьми. Так проходит обмен речевым опытом. Кстати, следует обратить внимание на ваш тон, манеру речи, выражения. Малыш все это запоминает очень быстро.
Лексика лечи

Усвоить достаточный набор слов и выражений несложно. Малыш долгое время слушал, выучил связь между объектами и его названиями. Уже к 5-6 годам он связно разговаривает. Теперь все чаще используются прилагательные, характеризующие:
- цвет;
- текстуру;
- размер;
- эмоции.
К этому возрасту лексикон становится богаче. Это уже не простые предложения из существительного и глагола. Дети активно расширяют свой лексикон посредством общения. В детском садике, на площадке они учат друг друга новым словам. Это положительный эффект от коммуникации.
Сейчас кроха активно использует собирательные существительные (например «родители», «листва», «детишки»). Уже проявляется способность к обобщению: малыш понимает, что автобус, трамвай, самолет, поезд можно коротко назвать одним словом «транспорт». У детей развито логическое мышление, которое дает возможность подбирать слова.
Сейчас в лексикон малыша входят понятия о:

- семье, близких, их профессиях;
- временах года, сторонах света, городах;
- растениях, животных, грибах, ягодах;
- сказочных персонажах;
- транспорте, автомобилях;
- предметах обихода.
Чем больше вы гуляете, посещаете детские центры, театры, интересные места, тем больше новых слов узнают дети.
Грамматика

Грамматически речь становится более правильной. Детям уже проще менять окончания, использовать окончания существительных разного рода и падежа. Они хорошо используют притяжательные прилагательные в устной речи.
Это говорит о том, что психическое развитие идет нормально – малыш адаптируется к обществу. В 5-6 лет дети способны связно выражать чувства, эмоции. Они могут пересказать сказку, составить небольшой рассказ из 40-50 простых предложений.
Звуки

С произношением звуков могут быть проблемы. В основном все звуки уже произносятся правильно, но со сложными рычащими и шипящими могут возникнуть затруднения. Хотя какие-то из них совершенно не вызывают опасений, например [щ].
Малышу нужно будет проходить проверку в 4 и 6 лет. Если есть реальные проблемы, то придется пройти лечение у дефектолога или логопеда. Большинство звуков родители могут просто четко проговаривать, и со временем звукопроизношение у детей нормализуется.
Как разговаривать с детьми?
Стоит запомнить всего несколько простых правил, которые ускорят нормальное развитие речи:

- Сейчас с детьми нужно говорить нормально, без выдуманных слов.
- Если что-то не понятно, объясняйте, а не упрощайте свою речь.
- Избегайте нецензурных слов: дети их запомнят и будут использовать.
- Больше читайте вслух.
- Просите малыша пересказывать сказки, фильмы, мультики.
- Обязательно исправляйте грубые грамматические ошибки, обращайте на них внимание малыша.
Очень скоро малышу придет время идти в первый класс, и к этому моменту речь должна быть хорошо сформирована. При грубых ошибках или отставании в речевом развитии у него могут возникнуть проблемы с поступлением в школу.