
Не успели родители и глазом моргнуть, как пропали памперсы и пелёнки. Ребёнок вырос и стал полноправным маленьким членом семьи. Он сам ходит в туалет, бегает и играет, здоровается за руку с гостями и листает цветные книги. Он понимает всё, что ему говорят взрослые, но в ответ от него можно услышать лишь короткие требовательные слова или часто обращения.
Да, такое бывает нередко. Некоторые родители начинают бить тревогу во все колокола, ведь соседские дети уже вовсю читают стихи наизусть. Считается ли нормой в 2 года краткость ребёнка или же нормальная речь? На самом деле и то и другое. Генетика и окружение, в котором воспитывается ребёнок, сильно влияют на развитие речи. Однако если в 2 года ваш ребёнок всё больше молчит, чем идёт на контакт, то необходимо заняться развитием речи.
Почему дети в 2 года молчат?
К двум годам ребёнок должен внятно произносить до 300 слов, в речи должны присутствовать короткие предложения из 2-4 слов. Он должен знать предметы, показывать цифры и буквы, произносить алфавит, а если мама покажет на любую букву из строчки, называть ее. В 2 года малышу легко удаётся выразить свои потребности короткими словами: «да», нет», «там», «дай», «хочу», «пить», «пи-пи», «а-а», «ава», «кися», «гулять» («лять») и т.д.
Молчание может быть следствием недостаточного или, наоборот, чрезмерного внимания к ребёнку.
Если мама старается опередить события и выполняет желания своего малыша прежде, чем он успевает попросить, произнеся хоть слово, то ему и незачем разговаривать. Если же родители, наоборот, слишком заняты, чтобы реагировать даже на небольшие просьбы ребёнка, он это понимает и попросту замолкает. Старайтесь уловить золотую середину. Смотрите за своим малышом, но не переусердствуйте. Давайте ему время постараться как можно подробнее объясниться с вами всеми возможными способами.

Если вы считаете, что уделяете своему двухлетнему ребёнку нужное количество времени, но он все равно не разговаривает, значит, пришла пора обратиться к специалисту. Да и в этом случае не всегда все так критично. С детьми, которые начинают говорить только к трём годам, часто бывает так, что малыши, вчера не произносившие ни слова, сегодня резко начинают чистую разговорную речь всем на удивление.
Главные факторы правильного развития речи:

- Норма физического и умственного здоровья;
- Отсутствие травматического прошлого;
- Отсутствие стрессовых ситуаций, которые ребёнок мог запомнить (испуг, насилие, боль, нелицеприятные картины);
- Желание общаться, проявление дружелюбия;
- Абсолютное понимание родной речи;
- Развитие в играх и общении с родственниками;
- Желание добиться понимания любыми способами, в частности мимикой, интонацией, жестами.
Двухлетний ребёнок, понимающий то, что ему говорят родители, с удовольствием выполняет просьбы. Развитие позволяет ему общаться жестами, он показывает свои игрушки, моет ручки, расчесывается, ест ложкой, если родители просят его. Показывает картинки, цифры и буквы. Понимает прибаутки «По кочкам», «Тра-та-та», «Сорока-ворона», «Ладушки», с радостью включается в игру и повторяет нужные движения. Может изобразить «мишку косолапого» и т.д.

Малыш в 2 года распознает эмоции на лице собеседника, чувствует домашнюю атмосферу. Идёт успокаивать маму, если видит, что она расстроена, веселится вместе с родителями, если в доме праздник. Умеет показать мимикой, если ему обидно, больно, плохо, когда хочет спать или играть.
Иными словами, в 2 года развитие речи нужно оценивать не словарным запасом, а умением общаться. Если понимающий родную речь малыш жестикулирует, помогает себе мимикой и звуками, значит, вам просто нужны некоторые дополнительные упражнения, чтобы направить речь ребёнка. Если же ребёнок отказывается правильно повторять слова и продолжает игнорировать ваши попытки говорить вместе на одном языке, то стоит обратиться за помощью к специалисту.
Что нужно делать, чтобы ваш малыш начал говорить правильно?

Побуждайте ребёнка к общению! Развитие в два года позволяет родителям начинать общаться с малышом на равных в беседе о проведённом дне. Чаще задавайте ему вопросы и ждите ответа. Хвалите его и говорите ему спасибо за то, что он с вами разговаривает. Если ребёнок говорит какое-то слово неправильно, переспрашивайте его и уточняйте: «Артём, ты сказал пишаток? Это петушок, да? Правильно, Артём, петушок, смотри, какой красивый Петя-петушок». На правильную речь с тёплой ласковой интонацией ребёнок откликнется гораздо охотнее, чем на поучительный холодный тон, который будет совсем неуместным.
Чаще разговаривайте с малышом и обозначайте все ваши действия. «Маша, надевай гольфы, они нужны обязательно. Сейчас мы идём гулять, нам нужно красивое платье и пальто. Посмотри, Маша, что это у меня в руках? (ждём, когда ребёнок ответит, например, «кукя»). «Ты хотела сказать, что это кукла, милая моя?» (ждём ответа). Даже короткое «да» необходимо похвалить: «Молодец, Маша, ты знаешь, кто это, очень хорошо. Как будут звать твою новую куклу?» (ребёнок придумывает имя). «Вот у Маши есть Настя, а Настя у нас кто? Правильно – кукла Настя, Машина подружка. У Насти красивое…» (пауза, ждём ответа, что у куклы красивое платье). В разговоре вы и обучаете ребёнка, и играете с ним, и становитесь ближе эмоционально.

В более сложном разговоре вам помогут ваше образование и терпение. Спрашивайте у ребёнка, как он погулял, что видел на улице, что ему больше всего понравилось. Развивайте темы. Попросите малыша нарисовать на листке то, что он запомнил в цирке или на прогулке. Нарисуйте вместе любимую игрушку, проговаривая каждую часть тела, которую рисуете или раскрашиваете.
Даже если двухлетний ребёнок сокращает многие слова, это не показатель того, что у него отстаёт развитие. Вы всё равно должны хвалить его, употребляя и детскую фразу, и её расшифровку: «Да, Дима, «ава» пошла гулять, собачка гуляет, «ава»-собачка вышла с тётей на прогулку». При повторении слова несколько раз оно усваивается малышом гораздо быстрее, чем при исправлении мимоходом.
Корчите рожицы друг перед другом. Это очень позабавит малыша и направит развитие на правильные эмоции. Он повторит жесты, а затем и звуки.
Сначала он будет копировать вашу мимику, потом короткие звуки, а потом будет повторять слова, которые вы будете говорить, изображая животных, предмет или персонажа. Так как сейчас ребёнок повторяет практически всё, что вы делаете, постарайтесь и дышать вместе с ним. Для этого вам стоит укладывать ребёнка днём на тихий час вместе с собой и притворяться, будто вы уже уснули.
Перед сном малыш будет вслушиваться в ваше дыхание и стараться дышать в унисон с вами. Глубокое и ровное дыхание успокаивает и способствует грамотной речи вследствие развития нормальной работы лёгких. Также работа с дыханием проводится при пускании мыльных пузырей, надувании шариков – можно даже дуть на одуванчики.
Чаще читайте малышу, но не спешите при чтении. Показывайте свою заинтересованность в рассказе и обращайте внимание на свою интонацию и дыхание. Слушающий вас ребёнок уловит суть работы лёгких во время разговора и отучится быстро говорить или недоговаривать фразы из-за нехватки воздуха в лёгких. Короткие стишки можно начинать заучивать по строчке или по ролям. «Чижик-Чижик, где ты был?».