Развитие речи в раннем возрасте

Особенности речевого развития детей раннего возраста на каждом этапе заслуживают особого внимания. Но прежде не помешает разобраться с понятием речи и этапами ее развития. Итак, речь в раннем возрасте развивается в несколько этапов:

  1. Довербальный
  2. Начало речи
  3. Развитие общения

На довербальном этапе дети не умеют говорить и не понимают, о чем им говорят взрослые. Тем не менее именно на этом этапе они учатся жить в условиях, способствующих развитию речи в дальнейшем.

На этапе начала речи у детей появляются первые ее признаки. Они уже пробуют произносить первые слова и частично понимают взрослых.

На третьем этапе малыши учатся говорить, и этот этап продолжается у них до окончания старшего дошкольного возраста.

Как развивается речь у детей с рождения в первом полугодии

В первом полугодии дети окружены вниманием взрослых, которое на этом этапе полностью удовлетворяет их потребности в общении. Чтобы заложить предпосылки для развития речи малыша с первых дней жизни, необходимо постоянно с ним общаться, акцентируя внимание на ведущих видах деятельности.

В первые полгода дети особенно активно стараются подражать словам, которые слышат от взрослых. Большая часть слов произносится в упрощенном варианте с выделением отдельных слогов.

Особенности развития речи во втором полугодии

Со второго полугодия дети уже лучше понимают речь взрослых, что отражается и на их поведении и речи. В 7 месяцев в пассивном словаре малыша уже достаточно слов для того, чтобы он понял, о каком предмете идет речь, и смог показать на него глазами. В 8 месяцев кроха уже способен выполнять самые простые поручения взрослых, делает «ладушки», машет «пока», играет в пальчиковые игры.

Начиная с семи месяцев у малышей развивается эмоционально-речевое общение, главными предпосылками для которого является общение с окружающими взрослыми. У крохи вызывают ответ, соответствующий его цели. Со временем понимание у малыша развивают с максимальным отдалением от форм обращения, используемых взрослыми.

Понимание отличается от эмоционального общения тем, что при обращении взрослого к ребенку целью его является не просто общение, а требование или просьба выполнить определенное действие либо же, наоборот, от него воздержаться. Очень важно, чтобы на этом этапе сохранился эмоциональный контакт с малышом, который будет мотивировать его выполнять действия.

Именно способность детей понимать речь других является наиболее важной в процессе подготовки к дальнейшему развитию собственной речи.

Пассивная речь впереди активной

С шести до восьми месяцев у детей формируется пассивный словарный запас. Малыш внимательно слушает, о чем говорят в его присутствии, запоминает слова, значение которых понял. Проверить, насколько богатым является пассивный словарь малыша, достаточно просто. Попросите его поискать определенные предметы, значение и название которых ему должно быть знакомо. Большинство детей справится с заданием, даже не умея говорить.

В период пополнения пассивного словаря очень важно обратить внимание на окружающую малыша речевую среду. С ребенком в этом возрасте нужно говорить правильно и много, стимулируя у него развитие грамотной речи. Если ограничить общение с крохой, речь его будет развиваться медленно и не так хорошо, как хотелось бы родителям.

Говорить с малышом нужно четко, соблюдая паузы, не используя искаженных слов. Не помешает делать акцент на многократные повторы названий определенных предметов и объектов, укрепляя таким образом связь между ними и их названиями в сознании малыша.

Речевое развитие в 8-9 месяцев

В 8-9 месяцев малыш активно подражает звукам, которые слышит, и уже способен произносить простые слова из повторяющихся слогов, например «ба-ба» или «ма-ма». Дети в этом возрасте обычно уже знают, кто есть кто, отзываются на собственное имя.

Родителям нужно продолжать многократно повторять некоторые слова, чтобы дети могли привыкнуть к их звучанию и запомнить.

Некоторые родители в стремлении поскорее научить кроху разговаривать намеренно просят его повторить то или иное слово. Чаще всего такая методика дает определенный результат — дети действительно еще до года начинают повторять эти слова. Однако часто они не осознают их значение и до определенного момента могут не использовать в активной речи.

Нужно приниматьво внимание и тот факт, что характер у детей в этом возрасте имеет свои особенности. Чаще всего малыши могут повторить слово спустя какое-то время, уже после того, как взрослые о нем забудут.

В этом возрасте для гармоничного развития речи детей имеет огромное значение обогащение их словарного запаса в ходе общения с окружающими, при котором происходит тренировка произношения слов, исправление ошибок, закрепление основных речевых шаблонов.

Как развивается речь в период от одного года до двух лет

В год большинство детей уже умеют ходить, осваивают предметные действия. Что касается речи, то ее развитие на этом этапе все еще недостаточное, так как в словаре крохи всего несколько активных слов, в основном это «мама», «папа», «баба» и пр.

Научившись произносить несколько основных слов и убедившись в том, что его понимают, малыш на некоторое время может потерять интерес к процессу совершенствования речевых навыков. Это бывает, но лишь в исключительных случаях. У большинства детей именно в этом возрасте речь развивается наиболее интенсивно.

Осознавая всю важность собственного влияния на процесс речевого развития ребенка, родители должны продолжать окружать малыша общением, рассказывая обо всем, с чем ему приходится сталкиваться. В этом возрасте у крохи уже должен быть доступ к книжкам, картинкам с изображениями предметов, цветов, животных.

Важно понимать, что даже если кроха пока не начал говорить, он все слышит и понимает, продолжая пополнять пассивный словарный запас. Именно в этом возрасте на родителях лежит ответственность за закладку основы интеллекта крохи. Поэтому ребенок нуждается в том, чтобы с ним занимались, стимулируя развитие речи, мышления, аналитических способностей.

Особенности развития речи у детей с 2 до 3 лет

В двухлетнем возрасте у детей появляется масса новых впечатлений, с которыми они очень хотят поделиться. Кроме того, в этом возрасте наступает период, когда детям жизненно важно задавать взрослым вопросы и получать на них понятные ответы. Поэтому с двух до трех лет у детей происходит активное развитие речи.

Очень важным навыком в этом возрасте может считаться способность ребенка концентрироваться на речи. Дети с удовольствием слушают, когда им читают, переживают эмоции описываемых героев, делают первые выводы о нравственных ценностях. Именно в этот период пассивный словарь переходит в активный – ребенок испытывает острую потребность в том, чтобы говорить и спрашивать. К концу третьего года в активном словаре малыша уже содержится более 1200 слов, что в 4 раза больше, чем всего год назад.

В два года уже можно начинать играть с малышом для дополнительного развития речи. Этому особенно способствуют игры, связанные с развитием мелкой моторики. Например, творческие игры с использованием пальчиковых красок, мягкого пластилина, глины, мозаики. Кроме того, в 2-3 года необходимо показывать ребенку, что такое сюжетно-ролевые игры, предлагая ему попробовать себя в разных ролях в рамках определенного сценария.

Особенности развития речи у детей с задержкой психического развития

Главным ошибками в речи детей раннего возраста с задержкой психического развития являются:

  • сложности в словообразовании ласкательных форм с использованием суффиксов ечк-, -очк-, -ек- и пр.
  • сложности в образовании названий детенышей животных и птиц;
  • сложности в образовании совершенной и несовершенной формы глаголов;
  • сложности в образовании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных.

У детей с диагнозом «задержка психического развития» отмечаются незрелые планирующие и регулирующие функции речи. Малыши не всегда способны поддерживать диалог, не дают ответы на вопросы из-за нежелания разговаривать, могут ограничиться краткими ответами либо неожиданно прервать разговор.

Такие дети с удовольствием играют молча, не чувствуя потребности в общении, нередким является прерывание главной мысли суждениями или замечаниями посторонних.

У детей раннего возраста с ЗПР монологическая речь имеет ситуативный характер, при этом можно отметить, что уровень ее сформированности у каждого ребенка свой. Большинство детей имеют сложности с программированием текста и подчинением речевой деятельности основному замыслу.

Проще всего детям с ЗПР дается такая форма речевой деятельности, как пересказ. Малыши с удовольствием слушают и запоминают небольшие отрывки текстов, при этом во время пересказа могут злоупотреблять паузами и повторами, нарушать связь между предложениями текста.

А вот с рассказами на заданную тему у детей с задержкой психического развития возникают определенные сложности. Чаще всего они допускают следующие ошибки:

  • отказываются от выполнения задания из-за непонимания, о чем говорить;
  • стараются ограничиться одной фразой, не развивая событий;
  • не пытаются опираться на личный опыт, составляя рассказ.

Часто дети с ЗПР строят рассказ из серии отдельных высказываний, связанных импульсивными ассоциациями.

Как зависит развитие речи от снижения слуха

Связь между развитием речи у детей раннего возраста и степенью снижения слуха самая прямая. Чем легче степень снижения слуха, тем меньше отклонений будет в речи ребенка в процессе ее развития. Чем хуже слышит малыш, тем больше нарушений возникнет сразу во всех аспектах развития речи: грамматической, фонетической и лексической.

Полная глухота может привести к полному отсутствию речи — немоте. Такие дети будут способны овладеть речью только во время специализированного обучения в коррекционном учреждении.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий