Методик развития детей сегодня разработано больше, чем можно себе представить. Все они имеют одну цель: помочь взрослым воспитать из ребенка гармоничную и успешную личностью. Поговорим о том, что собой представляет сенсорное развитие детей, на чем оно основано и для чего необходимо.
С рождения и до года основным в жизни малыша считается психомоторное развитие. Как только малыш переходит на новую ступень развития, познавая мир и сохраняя о нем определенные представления, можно приступать к его сенсорному воспитанию.
Сегодня методики по сенсорному развитию подробно изучают и применяют на практике психологи, воспитатели и сами родители.
Сенсорика — что это?
Сенсорика (с латинского «восприятие») – восприятие мира посредством органов чувств. Когда речь идет о сенсорном развитии ребенка, то подразумевается процесс обучения его умению видеть и анализировать все, что его окружает. Начальный тактильный опыт и анализ помогут малышу сформировать первое мнение о предметах, их свойствах и внешнем виде, о запахах, оттенках и звуках.
В разном возрасте ребенок должен обладать определенными сенсорными навыками. А взрослые должны помогать малышу приобретать эти навыки.
Первое знакомство с миром
Первые механизмы сенсорного восприятия стартуют одновременно с рождением ребенка. Кроха в первые же секунды знакомства с миром улавливает запах мамы, он ощущает тепло ее тела и уже умеет отличать оттенки основных цветов — черного и белого. Из этого можно сделать вывод, что сразу после рождения у ребенка уже работают:
Первый месяц после появления на свет играет огромную роль в развитии крохи. В это время у него начинают работать все основные сенсорные системы человека, перечисленные выше, плюс слух и вкус.
Со временем малыш начнет пользоваться и остальными механизмами сенсорного восприятия: памятью, логикой, воображением. Чтобы они исправно работали, взрослые должны уделять внимание их развитию с момента рождения крохи. Это крайне важно для дальнейшей успешной учебной деятельности ребенка.
Особенности сенсорного развития дошкольников
В дошкольном возрасте сенсорное развитие — это важная составляющая гармоничного воспитания ребенка. В этом возрасте малышу приходится перерабатывать огромное количество новой информации, анализируя и систематизируя данные.
Если взрослый знает, что плюшевый мишка — это, скажем, мягкая игрушка белого цвета с лапами, носом и ушами, то для ребенка эта информация будет абсолютно новой. Именно поэтому так важно помогать крохе: рассказывать, описывать, анализировать вместе с ним поступающую информацию. Так ребенок сможет получить свой первый опыт, сформирует личную систему сенсорного восприятия окружающей среды.
В дошкольном возрасте малыш уже должен иметь представление об основных цветах, различать геометрические фигуры по форме, понимать отличия между собой маленьких, больших и средних предметов.
Основные сенсорные навыки для ребенка от 1,5 до 2 лет сводятся к тому, что малыш должен:
- знать более трех цветов,
уметь группировать предметы по цветам;
- собирать пирамидку из 4-5 деталей, чередуя размеры или цвета колец;
- уметь подбирать на плоскости соответствующие геометрической форме углубления;
- рисовать линии разного типа с комментариями и оценкой результата.
В возрасте от 2 до 3 лет сенсорные навыки ребенка пополняются. К этому моменту малыш уже умеет:
- отличать более 6 цветов, сортируя их по образцу;
- выбирать и сортировать предметы по трем размерам;
- правильно собирать пирамидку с элементами до 8 штук, учитывая размеры и цвета колец;
- собирать крупные пазлы из 4-8 картинок;
- различать разные геометрические формы предметов;
- сортировать предметы по общему признаку.
Анализируя нормы сенсорного развития в раннем возрасте, нужно помнить о том, что каждый малыш развивается по индивидуальной программе, поэтому нельзя давить на него, стараясь выйти на вышеописанные показатели. Очень важно, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий, мог рассчитывать на помощь в случае затруднений и на похвалу взрослых.
Самым простым способом заинтересовать малыша является игра. Только в процессе игры малыш сможет развивать сенсорные навыки, познавая мир вокруг. Для каждой из пяти сенсорных систем существуют упражнения, выполнять которые можно, используя подручные предметы и материалы.
Игры для развития сенсорики
В процессе сенсорного воспитания главную роль все же играют взрослые, при этом важно, чтобы они проявили такт и дали малышу возможность почувствовать собственную значимость. Игры позволяют развивать восприятие ребенка, поэтому считаются основной составляющей сенсорного воспитания. Ниже перечислены самые простые и интересные игры, которые помогут ребенку получить необходимый опыт:
- Геометрические фигуры. Взрослые могут поставить перед ребенком задачу найти среди геометрических фигур одинаковые и разложить их по коробкам, группируя по какому-либо признаку. Также можно предложить малышу из геометрических фигур
сложить картинку, построить конструкцию и найти похожие на них предметы в квартире или на улице.
- Изучаем размеры. Для определения размеров предметов можно использовать все, что попадется под руку дома или на улице. Можно поработать с игрушками малыша, предлагая подобрать для каждой подходящую по размеру, например, игрушечную посуду. Девочкам в младшем возрасте будет особенно интересно подбирать куклам подходящие по размеру обувь и одежду.
- Игры на подражание. Интересные и познавательные игры, которые дети очень любят. Взрослым нужно будет предложить малышам скопировать их мимику перед зеркалом. Надувайте щеки, показывайте язык, хмурьтесь и улыбайтесь вместе с детьми — это очень полезно для развития их сенсорики.
- Игры на восприятие. Их суть сводится к развитию тактильных ощущений ребенка. Играть в такие игыу можно с самых первых месяцев жизни крохи. Предлагайте малышу сравнить ощущения от контакта с мягким полотенцем, меховой шапкой, фольгой или пластмассовой ложкой. С подросшим ребенком, у которого достаточно развита речь, можно играть таким образом, предлагая ему описать предметы, которые он трогает с закрытыми глазами, и наоборот – рассказать о том, какие они на ощупь, не касаясь их.
В играх такого рода можно использовать не только игрушки, но и предметы из «взрослой жизни» родителей, к которым у малышей особый интерес. Это могут быть элементы посуды, вышедшая из строя безопасная техника (телефоны, фен, утюг), пуговицы, бусины, крышки и прочее.
В отдельную группу можно выделить игры на улице. В процессе прогулки обязательно общайтесь с крохой о том, что вы видите вокруг себя.
Сенсорное развитие ребенка с раннего детства поможет ему научиться глубже осознавать признаки предметов, развивая в себе элементарные аналитические способности. Малыш, с которым планомерно занимались таким образом, вырастет гармоничной личностью.