Развитие сенсорики для гармоничного развития ребенка

Методик развития детей сегодня разработано больше, чем можно себе представить. Все они имеют одну цель: помочь взрослым воспитать из ребенка гармоничную и успешную личностью.сенсорное развитие детей Поговорим о том, что собой представляет сенсорное развитие детей, на чем оно основано и для чего необходимо.

С рождения и до года основным в жизни малыша считается психомоторное развитие. Как только малыш переходит на новую ступень развития, познавая мир и сохраняя о нем определенные представления, можно приступать к его сенсорному воспитанию.

Сегодня методики по сенсорному развитию подробно изучают и применяют на практике психологи, воспитатели и сами родители.

Сенсорика — что это?

Сенсорика (с латинского «восприятие») – восприятие мира посредством органов чувств. Когда речь идет о сенсорном развитии ребенка, то подразумевается процесс обучения его умению видеть и анализировать все, что его окружает. Начальный тактильный опыт и анализ сенсорное развитие детейпомогут малышу сформировать первое мнение о предметах, их свойствах и внешнем виде, о запахах, оттенках и звуках.

В разном возрасте ребенок должен обладать определенными сенсорными навыками. А взрослые должны помогать малышу приобретать эти навыки.

Первое знакомство с миром

Первые механизмы сенсорного восприятия стартуют одновременно с рождением ребенка. Кроха в первые же секунды знакомства с миром улавливает запах мамы, он ощущает тепло ее тела и уже умеет отличать оттенки основных цветов — черного и белого. Из этого можно сделать вывод, что сразу после рождения у ребенка уже работают:

  • осязание;сенсорное развитие детей
  • обоняние;
  • зрительные центры.

Первый месяц после появления на свет играет огромную роль в развитии крохи. В это время у него начинают работать все основные сенсорные системы человека, перечисленные выше, плюс слух и вкус.

Со временем малыш начнет пользоваться и остальными механизмами сенсорного восприятия: памятью, логикой, воображением. Чтобы они исправно работали, взрослые должны уделять внимание их развитию с момента рождения крохи. Это крайне важно для дальнейшей успешной учебной деятельности ребенка.

Особенности сенсорного развития дошкольников

В дошкольном возрасте сенсорное развитие — это важная составляющая гармоничного воспитания ребенка. В этом возрасте малышу сенсорное развитие детейприходится перерабатывать огромное количество новой информации, анализируя и систематизируя данные.

Если взрослый знает, что плюшевый мишка — это, скажем, мягкая игрушка белого цвета с лапами, носом и ушами, то для ребенка эта информация будет абсолютно новой. Именно поэтому так важно помогать крохе: рассказывать, описывать, анализировать вместе с ним поступающую информацию. Так ребенок сможет получить свой первый опыт, сформирует личную систему сенсорного восприятия окружающей среды.

В дошкольном возрасте малыш уже должен иметь представление об основных цветах, различать геометрические фигуры по форме, понимать отличия между собой маленьких, больших и средних предметов.

Основные сенсорные навыки для ребенка от 1,5 до 2 лет сводятся к тому, что малыш должен:

  • знать более трех цветов,сенсорное развитие детей уметь группировать предметы по цветам;
  • собирать пирамидку из 4-5 деталей, чередуя размеры или цвета колец;
  • уметь подбирать на плоскости соответствующие геометрической форме углубления;
  • рисовать линии разного типа с комментариями и оценкой результата.

В возрасте от 2 до 3 лет сенсорные навыки ребенка пополняются. К этому моменту малыш уже умеет:

  • отличать более 6 цветов, сортируя их по образцу;
  • выбирать и сортировать предметы по трем размерам;
  • правильно собирать пирамидку с элементами до 8 штук, учитывая размеры и цвета колец;
  • собирать крупные пазлы из 4-8 картинок;
  • различать разные геометрические формы предметов;
  • сортировать предметы по общему признаку.

Анализируя нормы сенсорного развития в раннем возрасте, нужно помнить о том, что каждый малыш развивается по индивидуальной программе, поэтому нельзя давить на него, стараясь выйти на вышеописанные показатели. Очень сенсорное развитие детейважно, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий, мог рассчитывать на помощь в случае затруднений и на похвалу взрослых.

Самым простым способом заинтересовать малыша является игра. Только в процессе игры малыш сможет развивать сенсорные навыки, познавая мир вокруг. Для каждой из пяти сенсорных систем существуют упражнения, выполнять которые можно, используя подручные предметы и материалы.

Игры для развития сенсорики

В процессе сенсорного воспитания главную роль все же играют взрослые, при этом важно, чтобы они проявили такт и дали малышу возможность почувствовать собственную значимость. Игры позволяют развивать восприятие ребенка, поэтому считаются основной составляющей сенсорного воспитания. Ниже перечислены самые простые и интересные игры, которые помогут ребенку получить необходимый опыт:

  1. Геометрические фигуры. Взрослые могут поставить перед ребенком задачу найти среди геометрических фигур одинаковые и разложить их по коробкам, группируя по какому-либо признаку. Также можно предложить малышу из геометрических фигурсенсорное развитие детей сложить картинку, построить конструкцию и найти похожие на них предметы в квартире или на улице.
  2. Изучаем размеры. Для определения размеров предметов можно использовать все, что попадется под руку дома или на улице. Можно поработать с игрушками малыша, предлагая подобрать для каждой подходящую по размеру, например, игрушечную посуду. Девочкам в младшем возрасте будет особенно интересно подбирать куклам подходящие по размеру обувь и одежду.
  3. Игры на подражание. Интересные и познавательные игры, которые дети очень любят. Взрослым нужно будет предложить малышам скопировать их мимику перед зеркалом. Надувайте щеки, показывайте язык, хмурьтесь и улыбайтесь вместе с детьми — это очень полезно для развития их сенсорики.
  4. Игры на восприятие. Их суть сводится к развитию тактильных ощущений ребенка. Играть в такие игыу можно с самых первых месяцев жизни крохи. Предлагайте малышу сравнить ощущения от контакта с мягким полотенцем, меховой шапкой, фольгой или пластмассовой ложкой. С подросшим ребенком, у которого достаточно развита речь, можно играть таким образом, предлагая ему описать предметы, которые он трогает с закрытыми глазами, и наоборот – рассказать о том, какие они на ощупь, не касаясь их.

В играх такого рода можно использовать не только игрушки, но и предметы из «взрослой жизни» родителей, к которым у малышей особый интерес. Это могут быть элементы посуды, вышедшая из строя безопасная техника (телефоны, фен, утюг), пуговицы, бусины, крышки и прочее.

В отдельную группу можно выделить игры на улице. В процессе прогулки обязательно общайтесь с крохой о том, что вы видите вокруг себя.

Сенсорное развитие ребенка с раннего детства поможет ему научиться глубже осознавать признаки предметов, развивая в себе элементарные аналитические способности. Малыш, с которым планомерно занимались таким образом, вырастет гармоничной личностью.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий