Развитие у детей креативного мышления

В детском саду и школе обязательно присутствуют уроки творчества. Дома тоже можно заниматься: это необходимо для развития воображения у детей. Возможно, они не станут известными художниками или музыкантами, но творческое мышление всегда поможет им в учебе или работе. Это отличный способ подходить нестандартно к решению самых методы и приемы развития творчества у детейразных ситуаций. Сегодня ценится креативность мышления, которую можно развить, если начать заниматься с

ребенком с 2-3 лет. Существует несколько распространенных методик, которые подходят для всех возрастов. Современные приемы творчества делают все задания интересными и притягательными для малышей и подростков. Главное – правильно относиться к результатам работы, давать дельные советы, а не ругать или насмехаться над работой. Это поможет малышу выработать собственное видение мира, правильно выражать свое отношение к нему.

Зачем развивать творческий потенциал?

Сегодня важное место в развитии ребенка занимает креативность мышления («креативность» – от латинского «созидание»). Творчество рассматривается как мостик к креативному мышлению, возможности что-то создавать, придумывать. Важно даже не то, чтобы малыш научился рисовать, лепить или стал профессиональным музыкантом. Занятия для развития у детей творческого потенциала учат их мыслить нестандартно.

Сегодня это очень методы и приемы развития творчества у детейважно, ведь предпочтение отдается современным профессиям. Появляется больше возможностей стать успешным в своем деле, если мыслить не так, как остальные. У детей уже есть некая база, матрица, по которой проходит мышление. Научите малыша использовать для творчества разные материалы и подходы, и потом он сможет действовать так же в учебе, работе.

Основная польза креативного подхода к решению проблемы — умение точно представлять себе результат и многообразие методов достижения цели. Такие люди обладают очень хорошей смекалкой, видят картину происходящего целиком. В детстве малыш учится выбирать самые разные идеи для создания картинки, скульптуры, танца, а в зрелом возрасте с блеском решает нестандартные задачи.

Базовые методы для работы с детьми

Приемы и методы обучения творчеству просты, но требуют системности. Обязательно нужно понимать, что может и чего еще не может ребенок. Занятия в садике, школе, дома и в кружках всегда должны учитывать возраст малыша. Есть базовые приемы работы.

  • Практика

Один из самых методы и приемы развития творчества у детейраспространенных методов – практический. Он позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Дайте ему краски, пластилин, конструктор, включите музыку. Так можно определить, к чему у малыша есть склонность. Это свободное творчество, возможность выразить себя через доступные навыки и умения.

  • Наглядность

Чтобы чему-то научиться, нужно видеть перед собой пример. Наглядные методы показывают, как работать, какой может (должен) получиться результат. Вы можете рассматривать с малышом альбомы по рисованию, давать ему советы, делать что-то вместе с ним. Например, мама или учитель рисует, а малыш копирует рисунок.

  • Словесные методы

Подходят для детей методы и приемы развития творчества у детейшкольного возраста. Это все объяснения, инструктаж, очередность работы. Детям помладше тяжело запоминать большие объемы информации, понимать логику, а вот для школьников это самый распространенный из приемов работы. Они уже не так охотно копируют то, что показывает учитель. Им нужно действовать самостоятельно, творчески. Им можно объяснить, как делать, а вот что делать — это они решат сами.

  • Игровая ситуация

Еще один из приемов работы — игровые методики. Для ребенка младшего возраста это самый распространенный метод. Это постановка игровых ситуаций, игрушки для развития. Часто это какие-то игры, сценарии которых задают взрослые. Ребенку необходимо использовать свое воображение, чтобы играть в эту игру.
Главная цель работы — воспитать воображение у детей, развить творческий подход. Конечно, не каждый человек может заниматься именно творчеством. Но благодаря такой работе он научится творчески мыслить.

Воображение у детей

Не может быть творчества без воображения, фантазии. Это позитивные качества личности, которые присутствуют у всех детей. Как и многие другие качества, творчество нуждается в методы и приемы развития творчества у детейразвитии. Для этого в детском саду, школе всегда присутствуют уроки рисования, музыки, детей знакомят с разными видами искусства.

Кроме того, очень важно заниматься дома. Для родителей это совсем не сложно, но лучше всего почитать что-нибудь о современных и проверенных техниках развития творчества. Это даст вам гораздо больше возможностей для занятий с малышом. Если он не посещает садик, то вдвойне необходимо уделять внимание таким занятиям.

Воображение — не только необходимое условие для творчества. С его помощью проходит активное психическое развитие человека.
Творчество – это не только возможность своими руками создавать какие-то предметы (картины, скульптуры, музыку), но и особый подход к решению самых разных ситуаций. Воображение дает нам возможность искать выход из положения там, где он возможен, но не очевиден. Для ребенка развитие творческого мышления открывает большие перспективы.

Современные приемы для творческого развития

Сегодня появляется все больше возможностей для развития детей. Раньше не было так много хороших материалов для творческой работы, к тому же они не были доступными для занятий дома. С другой стороны, слишком много — тоже плохо. Если есть все необходимое с излишком, то творческий процесс становится не таким увлекательным. Многие идеи требуют особенного подхода – только тогда результат будет действительно ценным для ребенка.

Выделяются некоторые методики, которые оказывают максимальное влияние на творческое развитие:

  • Обыгрывание

За основу можно принять почти все что угодно. Даже методы и приемы развития творчества у детейготовую игрушку всегда можно обыграть, то есть добавить что-то, изменить первоначальный вид предмета или рисунка. Так ребенку проще почувствовать себя «творцом». Например, можно обыграть готовый рисунок, добавив в него некоторые объемные элементы:

  • гербарий (к натюрморту или пейзажу);
  • тканевые фрагменты (платье для нарисованной принцессы, солнце на небе и т.д.);
  • пластилин (помогает сделать объемное изображение).

Обычно такие приемы нравятся детям 4 лет и старше. Обыгрывание можно отнести не только к рисованию – точно так же можно обыграть фигурку из пластилина, глины, соленого теста. Для детей постарше именно это и является привлекательным. Так можно создать игрушку, которая не будет просто стоять на полке, а с которой можно играть.

  • Сюжетно-изобразительная игра

Может применяться для целой группы детей, который методы и приемы развития творчества у детейработают вместе. Тут можно сочетать приемы рисования, лепки, добавления объемных элементов. Например, дети получают задание изобразить «крестьянский дворик». Что-то рисуется, что-то лепится (животные, птицы), можно добавить гербарий (кустики, деревья). Ребята совместно решают, кто будет заниматься какой работой. Это важный момент для творчества — поиск исполнителя. Коллективное творчество, кроме всего прочего, используется для развития общения, улучшения коммуникации.

  • Ролевое поведение

Творчество связано не только с работой руками. Небольшие ролевые постановки тоже отлично подходят для развития воображения и креативности. Например, детям дается задание разыграть ту или иную ситуацию. Такой метод часто используется в детском саду. Детей делят на несколько групп, им предоставляется некоторый реквизит (одежда, маски, игрушки…), а затем каждая показывает готовую «постановку». Для этого малышам необходимо использовать ситуационную логику, свой опыт и, конечно же, воображение.

  • Свободное творчество

Руководитель (учитель, родитель) ставит очень методы и приемы развития творчества у детейрасплывчатую задачу для ребенка, а он должен приложить максимум своих творческих сил, чтобы решить ее. Например, задание «сделай из пластилина что-то необычное». Или: «нарисуй животное, которое живет на далекой планете». Возможны задания придумать музыку или танец, написать стихи и т.д., словом, все то, что открывает простор воображению.

Оценки и отзывы

Важно, чтобы воспитатель, учитель и родители поддерживали искру творчества у детей. Это невозможно сделать, если не уметь правильно оценивать результат. Творчество должно быть свободным, ведь это возможность самовыражения ребенка. Оценка чего-то, что ученик сделал, создал, придумал, всегда должна быть адекватной:

  • возрасту;
  • возможностям;
  • обстоятельствам.

Чаще хвалите, поощряйте тех, кто занимается творчеством. Лучше всего не указывать на ошибки, а предлагать более интересные варианты. Например:

Используй больше цветов, красок.методы и приемы развития творчества у детей

Попробуй начертить контуры, а потом раскрашивать рисунок.

А что, если добавить в эту работу что-то еще?

Возможно, стоит украсить фигурку/картинку?

Так для детей ваши замечания не выглядят как критика, а становятся идеями. Для развития воображения такие дополнительные идеи просто необходимы. Потом дети смогут сами себя стимулировать, ставить цели и добиваться их. А пока что ваши небольшие советы научат их искать интересные варианты одной и той же работы.

Творческое развитие

В детском саду, школе и дома есть масса возможностей для развития творческих способностей. Профессиональные педагоги знают, какие методы и приемы можно использовать для детишек разного возраста. Родители могут просто следовать программе учебного заведения или же подбирать какие-то свои идеи.

Садик

Малыши в 3-4 годика еще не обладают достаточным абстрактным мышлением, чтобы заниматься свободным творчеством. Им нужно показывать, объяснять. Для них подходит метод наглядности и повторения. Детям методы и приемы развития творчества у детейпредлагаются простые приемы рисования, лепки, аппликации. Сейчас главное — заинтересовать их этим видом деятельности.

Важно помнить, что в 3-4 года идет активное развитие мелкой моторики. Сейчас, например, лепка и конструктор – одни из самых предпочтительных видов работы. Малыш не только что-то создает, но и отрабатывает приемы работы пальчиками. Это очень полезно для моторики и психического развития.

Постановка задачи

У маленьких детей есть проблема с тем, чтобы начать работу, поэтому им необходимо правильно ставить задачу. Какой бы из приемов творчества вы не выбрали, сначала нужно провести объяснение и наглядную демонстрацию. Например, воспитатель ставит задачу «рисуем свою семью». На доске или на большом листе бумаги воспитатель начинает рисовать первым, объясняя, что в ее семье, например, есть мама, папа, брат и сестра. Воспитатель рисует, используя какой-либо метод.

Далее детиметоды и приемы развития творчества у детей получают бумагу, краски/карандаши или рисуют, частично повторяя работу воспитателя, добавляя свои элементы. В ходе работы ребенка можно попросить рассказать немного о его семье. Так ему становится понятнее, где можно повторить работу-пример, а где нужно уже додумать самому.

Для этого необходимо ставить задачу четко, объяснить, что нужно рисовать именно свою семью. Используйте доступный набор материалов. Воспитатель помогает детям, давая им небольшие советы, подсказывая что-то. Конечно, тут не может быть оценочной системы. Необходимо выделить в работе каждого малыша что-то интересное, красивое.

Школа

Для детей школьного возраста существует огромный набор вариантов работы, однако им уже важно принимать решения самостоятельно. У ребенка школьного возраста развитие творческих способностей проходит быстрее. Задача школы — поддержать интерес к выбранному виду работы. К сожалению, школьные учителя не могут предложить обширный набор методы и приемы развития творчества у детейвидов деятельности.

Чаще всего это рисование, музыка (пение), гербарии, лепка, шитье и рукоделие (для девочек), работы с деревом (для мальчиков). Уроки ИЗО и труда дают детям больше представление о том, как можно применить на деле свои творческие способности. Учителя могут посоветовать ребенку заняться тем или иным видом творчества дополнительно, направить в соответствующий кружок.

Волевое развитие

Очень важный момент для детей 7-10 лет — волевое развитие. Его можно добиться через воображение и творческую работу. Воля — необходимый элемент психического развития. Для того чтобы создать что-то, необходимо приложить усилия: скажем, чтобы рисунок получился аккуратным, нужно терпение, последовательность методы и приемы развития творчества у детейработы. Так для ребенка становится важным результат. Он может представить его в голове, а чтобы воплотить его в жизнь, ему необходима воля.

Чтобы соответствовать своим же ожиданиям, ученик должен приложить немалые усилия. Он уже может оценить: возможно, стоит переделать работу, изменить ее, улучшить. Появляется некий дух соперничества, который благотворно влияет на развитие.

Дополнительные занятия

Творческие кружки предлагают детям гораздо больше возможностей, чем садик и школа. Тут используются гораздо более глубокие приемы работы с воображением и свободным творчеством. Дополнительные занятия лучше всего подбирать так, чтобы сам ребенок хотел этим заниматься, его тянуло к данному виду занятий.

Занятия дома

Родители должны использовать такие же приемы работы, что и учебные заведения. Это поможет ребенку развиваться равномерно. Для дома подходят любые виды и методы творчества.

Полезные занятия и игры дома

Дома очень легко занять ребенка полезными заданиями. Главное, что все они воспринимаются как игра.

Кинетический песок

Это современный и очень методы и приемы развития творчества у детейинтересный метод развития моторики для детей любого возраста. Кинетический песок – точно такой же, как и обычный, из него можно строить замки, дома, лепить куличики. Главное, что потом убрать песок очень легко, он не рассыпается – даже создается ощущение, что он мокрый.

Этот вид творчества становится все популярнее. Можно использовать его на уроках, а можно и дома. Это отличная возможность для применения приемов свободного творчества и повторения за взрослым.

Соленое тесто

Подходит для детей от 4 лет. Соленое тесто можно легко сделать дома. Вам понадобится:

  • 1 стакан простой муки;
  • половина стакана мелкой соли (не используйте крупную, с ней ничего не получится);
  • 125 мл воды.

Можно добавить методы и приемы развития творчества у детейнемного клея ПВА, крахмала, чтобы было легче придавать форму фигуркам. Этот материал подходит для работы с приемом «обыгрывание». Фигурки можно обыгрывать до или после обжига. Сушить их нужно в духовке на минимальной температуре, приоткрыть крышку. Получаются небольшие игрушки, которые можно раскрашивать.

Полимерная глина

Подходит для детей дошкольного и школьного возраста, особенно старше 10 лет. С этим материалом возможны практически все современные приемы творческой работы. Глина обжигается в печи (подойдет домашняя духовка). Из нее можно делать игрушки, разные брелоки и даже украшения. Игрушки можно затем использовать для обыгрывания.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий