Ответственные родители и педагоги часто задают себе вопрос, как выстроить систему полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте и подготовить его к дальнейшему максимально самостоятельному обучению. Чёткого и однозначного ответа на него не существует в принципе. Уже хотя бы потому, что каждый ребёнок индивидуален и растёт в своих особых условиях. В этой статье будет рассмотрен один из аспектов системы – развитие моторики у детей- дошкольников.
Научно доказанный факт: развитие речи и умственной активности напрямую зависит от того, хорошо или плохо разработаны пальцы и выверены их движения.От подушечек пальцев в определённую часть мозга поступают кинетические импульсы малого тока, которые как раз и стимулируют развитие интеллекта и речевого аппарата. Дети 5-7 лет с развитыми и подвижными пальцами (мелкая моторика) умеют достаточно хорошо для своего возраста выстраивать логические цепочки, имеют связную речь, обладают чутким вниманием.
От педагогов нередки жалобы на то, что современные дети имеют очень плохой почерк. И это притом, что они чётко понимают причинно-следственные связи самых простых явлений, умеют читать (и не только по слогам), владеют устным счётом, могут уверенно рассказывать об окружающей их природе. Одно плохо – письмо не поставлено. Не последний фактор здесь – злоупотребление телефонами, планшетами и прочими электронными устройствами.
Это может доводить до отчаяния не только родителей, но и педагогов. Да и самих детей тоже. Причём чем больше такие дети пишут, тем хуже результат. Количество исписанной бумаги не тренирует руку, не переходит в качество, а ведет к ещё худшему результату. Знаки буквально налипают друг на дружку, интервалы между буквами и цифрами не соблюдаются, часто разрываются строчки. Получается, что не хороший почерк вырабатывается, а наоборот – оттачивается плохой.
Перетренированный мозг и недотренированные руки – плата человека за цивилизацию, её побочный эффект. Однако не следует впадать в панику и крайности: необходимое развитие моторики у детей достигается путём правильно подобранных занятий.
О тренировках для пальцев
При составлении абсолютно любой программы упражнений для пальцев для детей 5-7 лет следует придерживаться следующих принципов:
- Дробление, или одновременно только одна задача. Объём внимания у ребёнка ограничен – это первое. Второе – женский мозг отличается от мужского: девочкам в разы
легче переключаться с одной задачи на другую, мальчику в этом отношении гораздо труднее, так как его мозг хорошо концентрируется на выполнении только одной задачи. Учитывайте это при подборе однотипных и разнотипных задач.
- Узнать, понять, сделать; затем сделать, чтобы понять. С первого раза редко что-то получается хорошо – это скорее исключение, чем правило. Детям в 5-7-летнем возрасте показывайте упражнения на развитие моторики столько раз, сколько это необходимо, и с такой скоростью, с которой ребёнку удобно работать.
- Нагрузка и скорость. После достижения определённых навыков переходите к тренировке на скорость. Тренировать мозг аналогично тренировке рук – эффект достигается при обоснованном выходе за границы зоны комфорта.
- Регулярность. Достигнуть определённого уровня можно, только добиваясь этого целенаправленно и регулярно.
В общих чертах тренировка детей 5-7 лет для развития пальцев и мелкой моторики происходит так. Вначале показывают упражнение очень медленно: мозг ребёнка должен осознать новую информацию. Сначала на одну руку, затем на другую. Педагог или взрослый контролирует положение кисти и пальцев, следит, насколько чётко и быстро происходит переключение с одного на другое. Указания отдаются ровным и спокойным голосом. Недопустимы повышенные тона и истерические нотки. По окончании всем детям даётся домашнее задание на развитие моторики, которое проверяется на следующем уроке.
Перед подготовкой и во время занятия, особенно на начальном этапе, надо делать поправки на индивидуальные особенности, возраст, желание, настроение, а главное – умственные и физические возможности каждого ребёнка. Первостепенная задача и в то же время фундамент будущего положительного результата – позитивные эмоции во время процесса развития моторики, или, по крайней мере, отсутствие сугубо негативных. В работе не торопитесь переходить непосредственно к прописи, если сомневаетесь, что проведённой предварительной подготовки достаточно. Постоянные неудачи быстро приведут к разочарованию и формированию неуверенности в своих силах. Трудности должны быть преодолимы.
Помните: обучается не столько мозг, сколько тело, а точнее, пальцы и кисти. Чтобы получаемые знания превратились в необходимый навык, нужно время и регулярность.Простая пальцевая гимнастика у детей 5-7 лет может проводиться не только на занятиях дома или в детском саду, но и по дороге куда-либо, в очереди и т.д.
Результатом должны стать выработанный почерк, умение держать в руке писчие принадлежности, без посторонней помощи заплетать косы, шнуровать обувь, делать постройки из мелкого конструктора типа «Лего», работать с пластилином, глиной и аналогичным материалом для поделок.