Несвоевременное развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста часто может стать основной причиной недоразвития речи. Впоследствии это неизменно приведет к сложностям в процессе овладения звуковым анализом, что в свою очередь станет препятствием для успешного обучения в школе.
Фонематический слух: что нужно знать?
Под фонематическим слухом понимают способность человека к восприятию звуков речи. Имея развитый фонематический слух, дошкольник свободно отличит слова и формы слов с аналогичным звучанием друг от друга, а значит, правильно поймет то, что услышал.
В процессе работы над развитием фонематического слуха нужно придерживаться определенной последовательности, тщательно подбирая упражнения.
Если у дошкольников было зафиксировано недоразвитие речи, то им необходимо будет обучаться в специальных группах детских дошкольных учреждений, где занятия носят коррекционный характер.
В основе занятий по коррекции слуха лежит прививание навыка выделять и понимать основные характеристики звуков, которые могут иметь разную продолжительность, тембр или громкость, а также навыка контроля над произношением звуков.
Формирование фонематического восприятия состоит из нескольких этапов:
- Выделение неречевых звуков
- Определение тембра, высоты, мощи голоса с использованием
одинаковых звуков, фраз и слов
- Прививание навыка отличать слова, схожие по звуковому составу
- Дифференциация слогов
- Дифференциация фонем
- Прививание навыка проводить звуковой анализ.
Очень важно, чтобы занятия проводились в указанной выше последовательности с постепенным овладением упомянутыми навыками. Кроме того, занятия должны проводиться в игровой форме и быть нацеленными на подготовку детей к последующему обучению в школе.
О нарушениях фонематического слуха могут свидетельствовать следующие признаки:
- Ошибки в звуковом
анализе слова с пропуском и заменой гласных и согласных, перестановкой слогов и букв.
- Нарушение дифференциации звуков с акустико-артикуляционным сходством при восприятии на слух, что выливается в смешение и замену как звуков, так и букв во время письма.
Дети с такого рода нарушениями в школе пишут с большим количеством ошибок, связанных с оглушением и озвончением согласных, с удвоенными соогласными, с правилами на разделительный мягкий знак или определение безударной гласной. Из-за того, что ребенок не воспринимает правильно гласный или согласный звук в слабой позиции, он не способен подобрать правильное проверочное слово.
Какие игры помогут тренировать фонематический слух?
Тренировать фонематический слух в дошкольном возрасте, как уже было отмечено выше, эффективнее всего в игровой форме. Ниже приведен перечень наиболее подходящих игр.
Игра «Шумные мешочки». Вместе с дошкольником нужно будет запаковать в мешочки разные виды материалов. Например, это могут быть бусины, камушки, ракушки, гречка, мука и пр. По звуку, издаваемому во время движения мешочка, ребенок должен будет ответить, что находится внутри него.
Игра «Волшебная палочка». Для игры понадобится любой предмет, напоминающий собой волшебную палочку. Достаточно будет им постучать по разным поверхностям для того, чтобы ребенок с закрытыми глазами смог определить, какая поверхность была «оживлена» «волшебной палочкой».
Игра «Слушай и угадывай!» Суть игры сводится к тому, чтобы ребенок угадывал звуки, не видя их источника. Для этого малыш должен повернуться спиной ко взрослому, который позади него будет издавать разные звуки (стучать по столу, пищать игрушкой, шуршать газетой и пр.).
Игра «Три медведя». Эта игра научит ребенка дошкольного возраста отличать звуки по определенным признакам, например по высоте, тембру или мощи. Суть ее сводится к следующему. Дошкольнику нужно будет угадать, голосом какого медведя говорит взрослый (медведя-мамы, медведя-папы или медвежонка).
Игра «Громко-тихо». Суть игры сводится к обучению ребенка навыку регулировать громкость голоса и отличать ее на слух. Можно предложить малышу делать определенные действия при тихом или громком слове, после чего поменяться с ним ролями.
Игра «Лови звук». Сводится к тому, чтобы научить ребенка из множества звуков выделять один. В процессе ребенку нужно будет из ряда произнесенных звуков выбрать заданный и хлопнуть в ладоши, как только он его услышит.
Игра «Угадай, кто это?» По звуку ребенку нужно будет угадать, о ком идет речь. Например, «рррр» — так рычит собака или тигр, «пи-пи» — так пищит цыплёнок, и так далее. Можно внести изменения в игру и предложить малышу самостоятельно произнести звуки, глядя на картинки с животными.
Игра «Хлоп-хлоп». Эта игра помогает изучать слоги. Ребенку предлагают прослушать слоги, в которых есть заданные звук. Хлопнуть малышу нужно будет лишь на тот слог, в котором такого звука нет.
Игра «Определи лишнее». В серию одинаковых слогов взрослый добавляет отличный от них слог, услышав который, ребенок должен хлопнуть или поднять руку. Например, «ка-ка-ка-га» или «по-по-по-пи».
Научить дошкольника выделять звуки в словах можно, произнося несколько слов, среди которых будут и содержащие изучаемый звук. Как только малыш его услышит, ему нужно будет подать условленный ранее знак. Чтобы ребенок научился отличать изучаемый звук в своей речи так же легко, как и в чужой, ему можно предложить поработать с картинками — пусть назовет все, что на них изображено, и отберет те изображения, в названиях которых есть отрабатываемый звук.
Прививание навыков синтеза и анализа
Продолжить работу с ребенком можно, обучая его умению выделять из состава слова отдельные звуки для сравнения друг с другом. Так, например, гласные можно учиться выделять из слова под ударением, тогда как согласные на начальном этапе проще будет найти, если они будут стоять в конце слова или в самом начале перед гласными.
Во время работы над выделением ребенок должен понять, что один и тот же звук в разных словах может звучать по-разному. Если малышу сложно их различать, считать и сравнивать, то начинать работу с ним в этом направлении можно с изучения наглядной схемы звукового состава отдельных слов. Так малышу будет проще понять, на каком месте в тех или иных словах находится отрабатываемый звук.
Когда у дошкольника начнет получатся, можно переходить к этапу выделения звуков громким голосом с проговариванием, после чего приучить его к звуковому анализу без произношения — в уме. Такие занятия помогут ребенку освоить грамотное произношение, что в последующем станет отличной основой для обучения чтению.
Развитие фонематического слуха: недостатки процесса
Некоторые взрослые уверены, что развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте может нанести только вред ребенку. Это верно только в том случае, если обучением будут заниматься взрослые, слабо понимающие, чем отличается звук от фонемы. Дело в том, что для того, чтобы добиться положительного результата, родители должны идеально произносить слова, проговаривая звуки таким образом, чтобы малыш понимал, чего от него хотят.
Излишне детальные соотношения фонемы с каждой буквой и с вариациями звука могут стать слишком запутанными для ребенка в дошкольном возрасте и лишь усугубят непонимание. Более того, в последующем у малыша могут возникнуть сложности с чтением, а может даже развиться легастения — психическое отклонение, выраженное в неспособности к чтению и письму детей с нормально развитым интеллектом.
В заключение отметим, что развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте при условии грамотного и профессионального подхода в дальнейшем поможет ребенку овладеть навыками письма и чтения в школе, станет толчком для всестороннего развития личности малыша.