Развиваем математические способности ребенка с помощью игры

Математика – царица всех наук. Не все согласятся с этим утверждением, однако речь пойдёт о другом. Нравится нам или нет, но математика является основой и фундаментом не только для всех естественных наук, но без неё невозможно представить и многие гуманитарные. Поэтому развитие математических способностей у детей должно стоять в приоритете у сознательных родителей. Математика – один из краеугольных камней как интеллектуального развития, так и познавательных иразвитие математических способностей детей через игровую деятельность творческих способностей ребёнка. При правильно заложенных основах ему не придётся дополнительно напрягаться в учёбе, школьная программа не станет для него непреодолимым барьером.

И всё же почему достаточно большому количеству детей этот предмет оказывается не по зубам? Помимо природной склонности к точным или гуманитарным наукам, причин может быть множество: и отсутствие интереса, и нежелание справляться с трудностями в решении задач и примеров, и неправильный эмоциональный настрой. Результат один – развития математических способностей либо не происходит, либо у него крайне низкие темпы.

Что делать, или основные принципы

Свойство человеческого мозга таково, что наилучшее запоминание происходит только в том случае, когда графический и аудиальный материал завязывается на положительные эмоции. Этого проще всего достичь через игровую деятельность. Математика у детей не должна оставаться в памяти и подсознании как набор сухих цифр и знаков в полном отрыве от реальности. Задача родителей и воспитателей – сделать процесс математического развития ярким, запоминающимся, увлекательным, а главное – применимым в повседневной жизни. В первом случае этот процесс будет проходить в индивидуальном порядке, во втором – в группе.

Положительномразвитие математических способностей детей через игровую деятельность результатом должно стать умение вашего ребёнка формировать логические цепочки, понимать и прослеживать причинно-следственные связи между действиями и на их основании делать выводы. Чтобы в дальнейшем избежать трудностей и траты времени на дополнительные занятия по математике, начинать процесс развития математических способностей у детей следует с самого раннего возраста.

С полутора лет, а в отдельных случаях даже раньше, малыши вполне готовы и способны воспринимать и усваивать прямую числовую последовательность и простейшие действия: сложение и вычитание. Далее вводятся дополнительные данные: ширина, высота и положение в пространстве (справа или слева). После успешного усвоения простых действий происходит переход на следующий уровень, вплоть до азов геометрии.

Почему забавная игра на самом деле достаточно серьёзная вещь

Принцип обучения детей через игровую деятельность не нов, но только сейчас удалось понять, насколько он эффективен. Правильно подобранные игры и упражнения в будущем позволят вашему ребёнку легче и быстрее структурировать информацию, осваивать школьную программу, решать нестандартные задачи, а может, даже успешно выступать на математических олимпиадах. Но это будет позже, при условии, что всё сделано правильно и вовремя. Человеку любого возраста легче учиться с помощью игры, а у детей через игру этот процесс идёт в разы быстрее и эффективнее.

Действительно, развитие математических способностей детей через игровую деятельностькак объяснить на бумаге или на словах, что 5 больше 3? А вот показать на примере, отправившись в необычное путешествие по страницам книги, – совсем другое дело. Эта деятельность впоследствии запишется прямо на подкорку. Набор игр для развития математических способностей привьет детям желание учиться, познавать, они будут способны к самостоятельному творчеству. Обыгрывание различных ситуаций с необходимостью решить задачу очень интересно детям. Желание достичь цели, в данном случае путём решения математических задач, стимулирует развитие нравственно-волевых усилий. Так познаётся истинная радость от проделанной работы.

Если вы молодые родители или у вас не очень много опыта по развитию способностей детей и вы не можете вникать в различные педагогические тонкости, запомните следующее:

— процесс решения различных математических задач не должен сильно влиять на естественную жизнь ребёнка, а тем более разрушать ее; принудительное обучение и развитие не только бесполезно, но и вредно и опасно;

— поощряйте разумную инициативу и делайте всё возможное, чтобы желание заниматься у детей появилось само;

— наличиеразвитие математических способностей детей через игровую деятельность качественного личного контакта – залог успеха в развитии не только математических, но и почти любых способностей;

— у разных детей – разное время на приём информации, её переработку и выдачу результатов, поэтому не гонитесь за рекордами, так как нет никакого смысла в быстром, но неправильном решении примера;

— громкий голос и повышенный тон – признак слабости, всегда внимательнее слушают и лучше слышат того, кто говорит тихо;

— категорически запрещено сравнивать скорость и степень развития математических способностей одного ребёнка с другими. Этим вы только рискуете нанести большую психологическую травму. Поэтому старайтесь критиковать мягко и наедине, так, чтобы не вызывать чувств ненависти и отторжения;

— принцип коробки передач: вначале повышаем обороты до максимума и только потом переходим на следующий уровень. Подумать, догадаться и решить ребёнок может только с помощью заранее полученных умений и навыков;

— одна из подзадачразвитие математических способностей детей через игровую деятельность при развитии математических способностей – сначала понять, затем выразить и сказать, и никак не наоборот. Хотя математика и считается точной наукой, в ней главное понимать суть – бесполезная зубрёжка массы терминов не поможет, а скорее приведёт к потере времени и нервным перенапряжениям;

— развиваем творчество. Этот момент развития математических способностей легче всего отрабатывать на простых примерах, фигурках, выложенных из палочек, и т.д. Предложите крохе составить свой пример на основе увиденного, узнайте у него, что ещё можно к этому добавить и почему и т.д. Вариантов масса – главное, чтобы ему это нравилось.

Основные математические и геометрические игры для младших и старших дошкольников и упражнения на внимательность

  1. «Путаница». Базовая игра для самых маленьких. Разложите кубики или карточки с цифрами от 0 до 9 в любом порядке и предложите ребёнку их упорядочить. Для облегчения или усложнения данной задачи можно увеличить или уменьшить количество цифр, использовать как прямой, так и обратный счёт.
  2. «Строй, или фанты».развитие математических способностей детей через игровую деятельность Два ребёнка работает в паре. Один говорит цифру, а второй должен её достать или выбрать. Затем игроки меняются между собой.
  3. «Больше-меньше». Предлагается отрабатывать этот навык на карточках, где на предметах нарисованы цифры. Например, вес и размер арбуза или дыни. Позже можно будет перейти на цифры.
  4. «Хлопки в ладошки». Родитель или воспитатель говорит цифру, а ребёнок должен хлопнуть соответствующее количество раз.
  5. «Сосчитай-ка». Этим лучше всего заниматься, когда вы с ребёнком куда-либо идёте. Пусть ваше чадо сосчитает количество машин на стоянке, цветов в вазе и т.д. Аналогично можно тренировать и устный счёт.
  6. «Палочки-фигурки». Предложите собрать из палочек определённую фигурку, например жука или бабочку. Затем пусть ребёнок сосчитает количество потраченных на это палочек.
  7. «Что изменилось». Выложите три различных предмета, например яблоко, банан, сливу. Предложите ребёнку посмотреть на них и запомнить. После этого он отворачивается, а предметы меняются местами – ребёнок должен сказать, что было и что стало. Позже количество предметов можно увеличивать.
  8. «Лишний предмет». Предложите ребёнку из определённого количества предметов убрать лишний и объяснить, почему он сделал именно такой выбор.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий