Все родители знают или по крайней мере слышали о том, что развивать мелкую моторику у детей нужно уже с раннего возраста. Почему же это так важно, почему ее называют мелкой и, главное, как ее можно развивать у детей 2-3 лет? Обо всем этом ниже.
- Что такое моторика и какова ее роль?
- Пальчиковая гимнастика — эффективное средство для стимуляции моторики
- Подручные предметы для развития моторики
- Прокалывания и нанизывания
- Роль рисования в процессе развития
- Фломастеры, карандаши, ручки можно заменить пальчиковыми красками и мелками
- О роли лепки в процессе развития моторики
- Как развивать моторику у детей с ДЦП?
Что такое моторика и какова ее роль?
Итак, для начала о самом понятии моторики. Мелкой ее называют совсем не потому, что она малозначима. Мелкая моторика называется так прежде всего потому, что отвечает за управление мелкими мышцами, что, в свою очередь, открывает перед ребенком новые возможности в использовании мелких предметов (ручек, ножниц, игл и пр.). Проще всего сказать, что мелкая моторика — это высокая координация действий, которыми мозг управляет с особой точностью.
Естественно, что развитие мелкой моторики, особенно в таком раннем возрасте (2-3 года), — это непростой процесс. Освоить подобные навыки для ребенка – все равно что взрослому научиться плести кружева или спаивать микросхемы. Без специальных игр, упражнений и игрушек достичь быстрого прогресса малышам 2-3 лет будет крайне сложно.
За последние годы развития они и так научились многому, начиная с ходьбы и заканчивая освоением сложнейшего пинцетного захвата. В 2-3 года малыши уже умеют немало и совершенствуют ранее приобретенные навыки:
- строят из кубиков башни, пытаясь ставить их друг на друга ровно;
- укладывают элементы сортера в подходящие отверстия;
- аккуратно едят ложкой и вилкой;
- с легкостью решают задачи с деревянными вкладышами;
- складывают крупные пазлы и конструкторы;
- строят из песка разные фигуры и пр.
Число навыков, которые освоил малыш в этом возрасте, стремительно увеличивается, но это не значит, что родители должны думать, будто развитие мелкой моторики крохи можно пустить на самотек. Правильный вклад в ее развитие поможет ребенку достичь особых результатов.
Пальчиковая гимнастика — эффективное средство для стимуляции моторики
Пальчиковая гимнастика — это проверенный способ улучшить мелкую моторику детей, в том числе и в возрасте 2-3 лет. Очень важно в процессе выполнения пальчиковой гимнастики заинтересовать малышей, например сопровождая действия песнями, стихами и потешками.
Суть гимнастики сводится к массажу пальчиков и ладоней малыша, который научится делать ими разными движения, сжимать и разжимать по требованию. Можно предложить малышу вместе поиграть в пальчиковый театр, развивая по ходу игры не только моторику, но и речь, а также память, инициативу и творческое мышление.
Подручные предметы для развития моторики
Совсем не обязательно покупать дорогие игрушки, чтобы ускорить развитие мелкой моторики малыша 2-3 лет. Вполне достойным вариантом могут стать подручные предметы и игрушки из домашнего хозяйства. Так, например, можно разрешить (конечно, под наблюдением!) поиграть крохе с мелкими деталями и инструментами отца или дедушки, сложенными в специальный ящик, или исследовать содержимое маминой корзины для рукоделия.
Отличную службу в развитии мелкой моторики малышей 2-3 лет сослужат обычные чайные ложки, которыми можно из одной емкости в другую перекладывать изюминки или фасоль (делать это можно и пальчиками), прищепки, с помощью которых можно делать бусы, гирлянды и даже фигурки животных. Фантазируйте, и у вас обязательно получится найти свои варианты применения бытовых предметов.
Прокалывания и нанизывания
Просто идеальный вариант игры для малышей в возрасте 2-3 лет — это занятия с прокалыванием дырочек и последующим нанизыванием. Прокалывать можно что угодно, начиная от бумаги и заканчивая кусочками ваты или пенопласта. Нанизывать на нитку, леску, палку также можно все что угодно. Например, можно нанизать на палку бублики, на леску – бусины, на веревку – прищепки и так далее.
Главное, чтобы взрослые не ленились изобретать новые и интересные варианты игр с нанизыванием и прокалыванием, затягивая малышей в увлекательный мир творчества. В ходе таких игр ребенок сможет ускорить развитие моторики, а также научится быть более координированным, терпеливым, внимательным и креативным.
Роль рисования в процессе развития
Сложно переоценить роль рисования в процессе работы над совершенствованием мелкой моторики у детей 2-3 лет. Желание ребенка рисовать нужно культивировать и всячески поощрять. Причем совсем не обязательно, чтобы это было рисование в привычной форме
Фломастеры, карандаши, ручки можно заменить пальчиковыми красками и мелками
Пусть малыш повеселится, оставляя на бумаге цветные отпечатки пальчиков и ладошек, научится мыслить пространственно, рисуя на асфальте во дворе цветными мелками. Кстати, мелками можно рисовать не только на улице, но и на специальной доске дома, на стенах и даже на мебели.
О роли лепки в процессе развития моторики
Так же как и рисование, лепка оказывает самое позитивное воздействие на развитие мелкой моторики рук малышей 2-3 лет. Лепить можно не только из пластилина, но и из глины, песка, соленого теста. Поделки из теста и глины можно будет усовершенствовать, если запечь их в духовке и вместе с крохой раскрасить, вместо кисточек пользуясь пальцами.
Игры с песком в возрасте 2-3 лет отлично развивают моторику и приносят небывалое удовольствие ребенку. Если играть в песочнице на улице нет возможности, то можно приобрести домой безопасный цветной кинетический песок, формы для лепки и специальную песочницу. Имея такие игрушки, кроха будет с радостью заниматься «пескостроением», развивая не только моторику, но и фантазию, терпение и внимание.
Как развивать моторику у детей с ДЦП?
Естественно, что у малышей 2-3 лет с диагнозом ДЦП наблюдается существенное отставание развития мелкой моторики. Именно поэтому с ними нужно активно работать над ее совершенствованием, применяя специальные методы:
- пальчиковую гимнастику;
- игры с использованием предметов из разных материалов;
- самомассаж.
С трехлетними малышами можно заниматься складыванием крупных пазлов или конструкторов. Отличный вариант — это игры с вкладышами, которые помогут укрепить мышцы пальцев и улучшить координацию их движений. Если ребенку сложно самостоятельно справиться со сбором пазлов, ему необходимо показать, как это делается, столько раз, сколько нужно, чтобы он понял.
Также для развития моторики детей 2-3 лет с ДЦП можно использовать магнитные фигурки, которые они могут клеить на магнитную доску или холодильник. Отличный вариант для развития таких детей — это специальные кубы-сортеры с отверстиями, в которые нужно будет вставлять подходящие по размеру фигурки. Как вариант также можно использовать доски Сегена из дерева, в которые нужно будет вкладывать подходящие по форме предметы.
Все перечисленные выше игры, игрушки и упражнения будут стимулировать развитие мелкой моторики как у здоровых детей, так и у детей с физиологическими нарушениями. Кроме того, такие занятия положительным образом отразятся на сенсорике и развитии мышления малышей 2-3 лет.