Каждый родитель желает для своего ребёнка только самого лучшего. Каждый хочет, чтобы у его детей творческое развитие было на высоком уровне. Но многие ли из нас могут похвастаться тем, что знают, как правильно это сделать? Ведь убить позитивные ростки будущей ответственности и самостоятельности вашего ребёнка совсем просто. Чадо замкнётся в себе, и подобрать ключ к его душе будет довольно сложно.
Итак, для чего же необходимо творчество детей и что это вообще такое? После этих слов в родительских головах начинают возникать уроки аппликации, лепки, рисования, музыки и т.д. Верно, но всё же картина будет неполной. Однако обо всём по порядку.
Понятия и определения
Развитие творческих способностей у детей – это формирование определённых качеств, благодаря которым они успешно справляются с заданиями, где нужен нестандартный подход. В западной литературе это также называется креативностью. Определение достаточно универсальное и к конкретной деятельности не привязывается. Прежде всего, это интеллектуальный процесс приобретения новых знаний и навыков на основе ранее полученной информации. Знания открывают новые грани понимания этого мира. Проходя через сознание и подсознание ребёнка, они трансформируются в навыки по взаимодействию с окружающей средой.
Поэтому развитие детей в плане творчества – это не только банальная лепка, рисование и тому подобное, а в первую очередь создание благоприятных условий, в которых ребёнок может успешно развиваться и совершенствоваться, окунаясь в неизведанное и радуясь своим открытиям и достижениям.
Чего нельзя делать ни в коем случае
Известно, куда ведёт дорога, вымощенная из благих намерений. И чтобы не оказаться в столь неприятном месте, здравомыслящие родители должны усвоить несколько простых правил.
- Человек любого
возраста сознательно и бессознательно избегает боли и стремится к счастью и прочим приятным ощущениям. И ребёнок не исключение. Если занятия творчеством будут происходить из-под палки, то эффект будет прямо противоположный. Неприятные ассоциации с необходимостью отработки творческих заданий прочно закрепятся на уровне рефлексов собаки Павлова. Спрогнозировать последствия такого подхода не составит особого труда.
- Всестороннее развитие ребёнка вместо одностороннего, коим грешат многие родители, концентрируясь на сенсорных каналах, мелкой моторике, памяти, мышлении и прочих сознательных процессах своего ребёнка и практически полностью забывая о его воображении. Помните, полушарий головного мозга два, а не одно. Левое, логическое, способно работать одновременно с 5-9 объектами, а правое, творческое – с бесконечным количеством. Логическая часть может оперировать только известными фактами. Через творческую долю в этот мир приходит то, чего ещё не было. Все великие открытия совершались именно творческими людьми. Идеальный вариант – когда эти две стороны развития вашего ребёнка не конфликтуют, а сотрудничают.
- Не распыляйтесь
на всё сразу и не доводите до абсурдного идеала. Излишний перфекционизм будет только во вред. Не старайтесь сделать всё хорошо во всех творческих начинаниях. Целесообразнее для ребёнка будет сконцентрироваться на чём-то одном. Согласно исследованиям, самые квалифицированные и высокооплачиваемые специалисты владеют 1-3% информации, полученной в процессе обучения.
Основные этапы творческого развития детей
Точнее, не этапы, а уровень задействования каналов восприятия информации и подготовки фундамента для сознательного творчества. Правильное и своевременное развитие творческих способностей вашего чада существенно облегчит ему дальнейшую учёбу. А способность быстро и эффективно решать нестандартные задачи в будущем даст значительное конкурентное преимущество на рынке труда или позволит открыть своё дело. Недостаточно обладать способностями от природы: без должной подготовки и постоянных тренировок они попросту будут зарыты в землю.
Абсолютно у всех детей развитие творческого любопытства начинает проявляться в самом раннем возрасте. И тут сознательным родителям главное не упустить момент и вовремя начать творчески развивать своего ребенка. В противном случае вы заложите бомбу замедленного действия, которая взорвётся, когда настанет время идти в школу. С помощью педагогов вы вынуждены будете сделать всё с нуля, только за гораздо более короткий промежуток времени.
Развитие в каждом возрастном периоде характеризуется своими особенностями. О них мы сейчас и поговорим.
0-3 года. Понаблюдайте за малышом. Кто-то любит двигаться под музыку, кто-то склонен рисовать картины, кто-то хочет быть в центре внимания, а кто-то обожает конструировать из кубиков. Как правило, направление зависит от темперамента. Возможно, в будущем это поможет с выбором профессии.
3-4 года. Пиковая точка исследовательской активности, которая сводится от большого к малому. Книги, игры и обучающие программы вам в помощь. Не забрасывайте занятия, ведь это один из важнейших этапов.
5-6 лет. Творчество у детей выходит на более осознанный уровень. Идёт подготовка к школе. Задания усложняются, делается упор на более глубокую умственную активность.
6-8 лет. Младшая школа, первые шаги во взрослую жизнь. От общих ознакомительных занятий по различным видам деятельности ребёнок постепенно переходит к чему-то одному, что ему нравится. Но так бывает не всегда. Не пугайтесь: возможно, ваш сын или дочь ещё не определились. Предложите им самостоятельно понаблюдать за собой и выявить соответствующие склонности.
Если ваш ребёнок стал лгать вам, учителям и окружающим без какой-либо особой выгоды для себя, жить в своём придуманном мире, значит, этот воспитательный момент был где-то упущен. Ваша задача – направить эту энергию в нужное русло, ведь природа не терпит ни пустоты, ни переизбытка. И отговорки родителей об отсутствии у них педагогического образования не просто глупы, а даже преступны. Не может быть оправданий собственной лени при воспитании своего ребёнка. Данные методы просты, понятны и берутся из повседневной жизни.
Методы и принципы развития творческих способностей
Для максимальной эффективности данного процесса прежде всего вы сами должны стать для ребёнка авторитетом. В противном случае информация будет усваиваться им плохо или не будет усваиваться вообще. Внимательно следите за своим тембром голоса и интонацией. Истеричный и раздражённый тон недопустим. Помните, что в детском саду проводится это только малая часть мероприятий, необходимых для полноценного развития ребёнка в творческом плане. Разговоры на прогулке с мамой и конструктор дома дадут намного более быстрое развитие, чем те же действия, но выполненные с воспитателем и не в родных стенах.
- Прогулка и окружающий мир.
Неспешные разговоры о том, что происходит дома, в саду, на улице, в транспорте, рассказы об увиденных животных, растениях, элементарных процессах и т.д. лучше проводить на свежем воздухе под спокойный шаг. Одновременно с этим прививаются и развиваются нужные шаблоны поведения в различных ситуациях.
- Активные и тихие (настольные) развивающие игры.
Внимание: не путайте их с развлекательными. Положительные эмоции обязательно должны быть, но это не самоцель, а скорее сопутствующий бонус. Также игры должны соответствовать возрасту.
- Рисование.
Детский рисунок в руках хорошего психолога не только расскажет об эмоциональном состоянии малыша, но и поможет определить его склонности. Да вы и сами можете это сделать, понаблюдав за преобладанием цветов и тематикой картинки. Так что не жалейте для детей бумаги, красок и карандашей. А чтобы не было изрисовано всё жильё, мягко очертите границы дозволенного.
- Лепка.
Работа ребёнка пальцами с мягким материалом способствует развитию мелкой моторики и напрямую влияет на мозг. Дайте малышу свободу – спешка здесь ни к чему. Шары, квадраты, кольца со временем станут сложными фигурками домов, людей, деревьев, животных и т.д.
- Чтение и музыка.
Читая ребёнку книги, особенно интересные места в них, говорите ему, как это хорошо и удобно, когда умеешь читать. Можно начать показывать простые слоги и объяснять, как они складываются в слова. Включайте ему спокойную классическую музыку и пойте на ночь колыбельные песни. Это развивает образное мышление и способствует укреплению памяти у детей.
И главное – развитие должно быть системным. Ваши действия от случая к случаю принесут больше вреда, чем пользы. Не забывайте чаще хвалить ребёнка, мягко указывайте на ошибки и описывайте преимущества, которые будут получены при их исправлении.