«Весь мир – театр, а люди в нём – актеры» – эта знаменитая фраза прозвучала однажды из уст Станиславского. Едва научившись говорить, маленькая девочка уже играет роль мамы со своими куклами, а мальчик – роль папы или дедушки, подражая их действиям в игре и жизни. А вырастая, дети больше и больше познают мир и отношения.
Копируя взрослых и подражая им, они постепенно сами становятся взрослыми, играя уже в настоящую жизнь. И когда осуществляется этот переход от игры в реальность, не известно никому. Может быть, его на самом деле и нет, как справедливо подметил классик советской кинематографии, выдающийся театральный деятель и педагог К. С. Станиславский. А может, и есть, как считают психологи, особенно выделяющие игры для дошкольников и их вклад в развитие и становление маленькой личности.
Роль игр в развитии дошкольника
Игры для развития дошкольников являются подготовкой к реальной жизни. Игра – это многогранное явление. Запретить детям играть – это все равно что запретить им жить. У мудрых родителей и воспитателей игра станет самым мощным помощником в воспитании и формировании всесторонне развитой личности.
Именно игра, как никакое другое средство воспитания, формирует из маленького человека морально устойчивую, волевую личность, способную влиять на мир и жить в нем в свое удовольствие. А вот каким будет это влияние – положительным или отрицательным – зависит от личностных качеств педагога, от его знания психологических особенностей детей разных возрастных категорий, правильных методов воздействия на личность ребенка и применения этих методов для формирования отношений между самими детьми.
Заинтересованность в общении и умение организовать процесс игры от начала до конца также с лучшей стороны характеризует личность педагога, от которого зависит и формирование правильного поведения ребенка.
Игра – творческий процесс
Особую роль в личности ребенка играют развивающие игры для дошкольников. Это такие игры, в которых дети учатся творить. В них они часто употребляют слова «как будто», но на самом деле воображаемой является только обстановка, а большинство предметов игры настоящие.
Подлинными также являются чувства и мысли детей в процессе игры. Развивается фантазия и воображение. Например, взяв с ребенком несколько стульев и расставив их в ряд, можно получить поезд, самолет, машину или что-то еще в зависимости от ситуации и сюжета игры.
Если родители хотят научить ребенка играть и фантазировать, сначала им придется самостоятельно придумывать сюжет, затем помогать это делать чаду, далее всего лишь подсказывать, а после – доверить этот процесс малышу. И это произойдет очень быстро. Совсем скоро сын или дочь будут самостоятельно играть с куклами, мишками, машинками. При этом в игре смогут участвовать и братья с сестрами, и сверстники.
Подобные развивающие ролевые игры считаются характерными для дошкольного возраста, так как они позволяют приобрести опыт социальной коммуникации. В них формируются абсолютно все стороны личности ребенка. Также происходит формирование психологической индивидуальности и закладка основ поведения.
Не случайно психологи считают развивающие игры ведущей деятельностью дошкольника. Играя с воображаемыми обстоятельствами и предметами, дети воплощают в жизнь реальные чувства и мысли. Поскольку игра – это всегда импровизация, то такое разнообразие ситуаций и отношений, которые в любой другой форме просто невозможно смоделировать, для ребенка носит характер воспитательной деятельности.
Развивающие игры являются хорошим методом воспитания целенаправленности, потому что в них есть сюжет, цель и творческое стремление к осуществлению цели. Замечали ли вы, как, разыгравшись в какую-либо игру и не достигнув в ней конечной цели, дети, когда им приходится по каким-либо причинам свернуть забаву, говорят: «Завтра доиграем».
Эти слова говорят о том, что в действе была цель, были средства ее достижения, но не хватило времени для логического завершения и получения итогового результата. Разве это не мощнейший двигатель развития личности? Но чтобы этот двигатель способствовал движению детей в правильную сторону, родители должны правильно, как течение реки, направлять игры детей, ненавязчиво корректируя и подсказывая лучшие варианты достижения цели.
Нужно ли руководить игрой детей или достаточно только наблюдать?
Игра перестает быть таковой, если взрослые чрезмерно руководят процессом. Так, если воспитатель, педагог или родитель будет и придумывать, и вести развлечение, и тут же исправлять каждое слово и действие детей, малыши быстро устанут и разочаруются.
Тотальный контроль недопустим. Руководство – желательно. Но это должно быть ненавязчивое и своеобразное понукание к тем или иным действиям. Дети должны сами фантазировать. Главное при этом – умело направлять их в сторону добра, светлых принципов справедливости.
Умение управлять развлечением, будучи просто голосом за кадром, не постоянно, а периодически, когда действо заводит детей в тупик или предлагает заведомо неправильное решение, – это великое дело. Дети охотно принимают такое руководство и часто даже сами обращаются за советом, если видят, что взрослый человек воспринимает их игру серьезно, что его вмешательство лишь умело дополняет их планы, а не разрушает их.
Детям можно помочь в выборе темы развлечения: школа, детский сад, какой-то урок, путешествие, семья. Но сюжет они пусть придумывают сами. Здесь можно только умело дополнять детскую фантазию, чтобы она продлилась дольше, предлагая по ходу разные повороты, на которые дети в силу малого опыта еще не могут сориентировать свое сознание.
Кроме темы, влияние на процесс игры может происходить в выборе детьми сюжета, распределения ролей и на добавление новых героев и образов. В любом случае дети захотят вас слушать, если вы являетесь для них авторитетом, который заработали у них прежде, во время предыдущих забав и развлечений, затеваемых вместе.
Наблюдая за детскими забавами, можно заметить проявления своего собственного характера и привычек, так как малыши на интуитивном уровне начинают копировать того, с кем живут и на кого смотрят.
В сюжетно-ролевых играх развивается интерес к определенным профессиям. Игры для детей помогают сформировать у дошкольников более глубокий интерес к тому или иному виду деятельности, что может в школьном возрасте стать основой для профессионального самоопределения личности.
Задача воспитателя помочь ребенку из всех жизненных впечатлений выбрать наиболее яркие, развивающие и запоминающиеся, которые могут послужить хорошим и поучительным сюжетом для забавы. А для того, чтобы развивающие игры получались увлекательными, необходимо глубоко взволновать детей интересными историями из жизни людей, таким образом давая полет и простор их фантазии, которая, умело направленная вами, будет содействовать формированию в крошках лучших личностных качеств.
Учить детей отличать в ярких впечатлениях добро от зла, научить их искать выход в прощении, а не в мести, умело останавливать и не давать прогрессировать негативным чувствам – вот задача взрослого наблюдателя.
Вспомните опыт вашего детства: как только в игре начинало преобладать что-либо плохое и нечестное, она быстро заканчивалась, чаще всего – ссорой, а иногда даже дракой. Поэтому стоит направлять мысли детей к добру, ненавязчиво и мудро управляя их развлечениями со стороны.
Влияние зрелищ на игры детей
Самые яркие впечатления детства наша память хранит или в играх с родителями, старшими братьями и сестрами, или в походах в цирк, театр, поездках в путешествия. Но не менее сильное развивающее влияние на детей оказывает, особенно в современном обществе, на детей компьютер и телевидение.
Зачастую из-за нехватки времени или усталости родители перекладывают ответственность за организацию досуга своих детей на телевизор, компьютер, планшет, смартфон, приставку. И если родители так поступают достаточно часто, то через несколько лет обнаруживают, что дети не только не просят их советов, а вообще в них не нуждаются. Их воспитателем, другом и авторитетом становится электронный гаджет, с которым им разрешали общаться бесконтрольно.
Чтобы этого не произошло с вами и вашим карапузом, ответственность за выбор телепередач, фильмов, компьютерных игр и приложений должна лежать на плечах взрослых. Это позволит не только контролировать досуг ребенка, но и быть уверенным в том, что он развивается в правильном направлении, получая полезную и безопасную информацию.
Телевизор и компьютер должны стать помощниками, а не конкурентами в воспитании детей. Они могут быть своеобразной электронной книгой притч, помогающих утвердить родительскую линию воспитания, а не причиной вороха дополнительных проблем с детьми.
Не стоит забывать, что интернет и телевидение часто называют эфирной мусоркой. На сегодняшний день такое название оправданно. И если давать детям бесконтрольно впитывать в себя многочисленную информацию из информационной свалки, то не стоит удивляться, что она образуется в детской голове, а после в речи и действиях.
Полезные игры для дошкольников
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывают развивающие театрализованные, дидактические и музыкально-дидактические игры. К театрализованным относятся такие игры, где предполагается наличие актеров и зрителей. В них у детей вырабатывается ответственность за проделанную предварительную работу. Они понимают, что период подготовки к самому воплощению замысла должен быть очень основательным: только так выступление получится более зрелищным и ярким.
После таких забав стоит провести с детьми анализ всего процесса подготовки и выступления. Ребятам следует помочь увидеть свои ошибки и дать надежду на лучший результат в следующий раз, при этом указав, как именно его достичь. Дети должны участвовать в выборе костюмов, текстов, песен, музыки, средств оформления. Это позволит им учиться у взрослых, а позже самим стать учителями.
Дидактические и музыкально-дидактические игры предполагают использование дидактического материала: карточек, лото, картинок. Они всегда проходят с участием взрослых людей. Их цель – укрепление навыков ребенка в узнавании и различении цветов и форм, величин и размеров, пространства и звуков. Эти игры способствуют развитию в ребенке внимательности и сосредоточенности, настойчивости, памяти.
Какие бы игры вы ни выбрали для своего ребенка, чем бы он сам ни предпочитал забавляться, главное – родительское участие в большинстве процессов. Не контроль, а именно участие. На равных. Если сегодня вы будете участвовать в детских развлечениях, завтра ваши карапузы пустят вас в свою взрослую жизнь, поделившись переживаниями и проблемами, которые вы обязательно поможете решить.