
Человек — это социальное существо, которое нуждается в общении. Чтобы полноценно общаться с другими людьми, человеку просто необходимо освоить речевые навыки, жесты, мимику, с помощью которых он сможет передавать и эмоции собеседникам.
Нормально развивающийся ребенок дошкольного возраста овладевает речью в первые несколько лет после рождения, после чего продолжает ее совершенствовать, пополняя активный лексикон новыми словами. Для ребенка дошкольного возраста задача выражать собственные мысли вслух является одной из самых главных, ведь только так он сможет усвоить все грани и богатства родного языка. Большинство детей справляются с этой задачей задолго до поступления в школу.
Основная речевая база закладывается в период среднего дошкольного возраста. Далее, по мере взросления, именно на этой базе малыш будет строить общение в социуме. Речевое развитие — это совершенно удивительное явление, имеющее прямую связь с развитием малыша. Чтобы оно протекало размеренно и не давало сбоев, взрослые должны оказывать поддержку дошкольнику, направляя его и прививая ему навыки общения.
Как происходит процесс развития речи у дошкольников?

В дошкольном возрасте речевое развитие — это многоэтапный и длительный процесс. Речь необходима малышу уже в этом возрасте не только для налаживания коммуникативных связей, но и для развития ассоциативного мышления и просто знакомства с внешним миром.
Первые уроки общения малыш извлекает из общения между взрослыми, которые его окружают. Он внимательно слушает их речь, обращает внимание на интонации и все запоминает. В природе маленького человека заложено подражать, поэтому для дошкольника копировать поведение, манеры и, конечно, речь взрослых из его окружения вполне нормально.
Психологи утверждают, что дети, которые в первые годы жизни были лишены общения в социуме, неспособны адаптироваться в нем впоследствии. Их речевое развитие значительно уступает развитию вовремя социально адаптированных детей.

Этот факт подтвержден так называемыми детьми-маугли, которые по каким-то причинам были совершенно изъяты из социума в дошкольном возрасте. Такие дети не просто дикие – у них заметно отстает, а в некоторых случаях практически отсутствует речевое развитие, и, что самое главное, их шансы на адаптацию в окружающем мире ничтожно малы.
Из всего этого можно сделать вывод, что развитие речи именно в дошкольном возрасте — это важный процесс, который родители не должны пускать на самотек. От того, насколько хорошо и правильно дети овладеют речью, будет зависеть их дальнейшее развитие, успех, будущее.
Речевое развитие детей в дошкольном возрасте условно делится на несколько этапов, каждый из которых имеет свои нюансы, связанные с возрастом и развитием ребенка. Подробнее об этом ниже.
Как развивается речь до года?

Казалось бы, о каком развитии речи можно говорить, когда ребенку нет еще года? На самом деле процесс уже запущен и его нужно держать под контролем. В возрасте до года первое, что научится делать малыш, это различать речь окружающих. Уже в первый месяц он внимательно смотрит на взрослых, вслушивается в их речь. Совсем немного времени понадобится крохе, чтобы научиться отличать не только голоса, но и интонации, которые их окрашивают.
Родители должны понимать, что до года малыш должен слышать вокруг себя исключительно мягкую, тихую, позитивную речь, включая потешки, песенки, скороговорки и стихи.
Регулярное общение с малышом стимулирует его речевое развитие. Очень скоро, еще до года, он значительно пополнит свой пассивный словарный запас, что можно будет проверить, называя предметы и имена близких и отслеживая взгляд крохи, который будет на них указывать.

Около полугода малыш начинает произносить первые слова, которые пока классифицируют как лепет. Кроха будет четко знать, что у него есть имя, и откликаться на него. Он с удовольствием поддержит инициативу взрослых поиграть в ладушки, «Сороку-ворону» и другие пальчиковые игры, вслушиваясь в их речь. Во время таких игр кроха не только развивает мелкую моторику, положительно влияющую на речевое развитие, но и учится воспринимать рифмованную речь, что доставляет ему немало удовольствия.
Примерно к 9-10 месяцам малыш уже отчетливо начинает произносить первые слова, среди которых основные — это «мама», «баба», «папа», «дай» и подобные. Кроха слушает музыку и пробует подпевать, знает значения многих слов, в том числе и запретов. Продолжает пополняться словарный запас крохи – он запоминает уже отдельные слова из стишков и потешек.
Первые речевые навыки — особенности процесса

В младшем дошкольном возрасте, примерно от года и до трех, ребенок начинает осваивать первые речевые навыки, пытается не только понять окружающих, но и научиться говорить самостоятельно. До полутора лет в словарном запасе малыша, кроме простых односложных, других слов практически нет. Кроха продолжает активно наблюдать за взрослыми, вслушиваясь в их речь, поэтому родителям очень важно уделять ему внимание, объясняя собственные действия, описывая все, что происходит вокруг.
Речевое развитие малыша в этом возрасте отличается умением обобщать. Имея какое-то одно слово в словаре, малыш пытается его использовать для обозначения целого ряда предметов и явлений, которые, по его мнению, имеют между собой нечто общее. В некоторых случаях слово может быть заменено на отдельный ударный слог. Это вполне нормально, ведь в младшем дошкольном возрасте ребенок только учится правильно произносить слова.
Так как кроха перенимает речь от взрослых, в период его речевого становления вам нужно внимательно следить за собственной речью, сопровождая ее мимикой, делая акцент на четкую артикуляцию. С малышом можно работать над развитием речи, используя картинки, показывая ему на окружающие предметы, животных, насекомых на прогулке, четко произнося их названия.

Начиная с двух лет дети отлично различают интонации. Именно поэтому в этот период нужно начинать читать крохе – выразительно и эмоционально, изображая голоса главных героев сказок и стихов.
После двух лет, ближе к окончанию периода младшего дошкольного возраста, в речи детей появляются простые предложения из нескольких слов. Малыши начинают мыслить связно, согласовывать между собой слова, учитывая их род и число на интуитивном уровне. Таким образом кроха переходит к следующему этапу освоения речи в среднем дошкольном возрасте.
Несколько слов о детском словотворчестве

Интересное явление в процессе развития речи ребенка в дошкольном возрасте — это так называемое словотворчество. Обычно дети в возрасте от двух до пяти лет, используя весь тот словарный запас, который у них имеется, с удовольствием пытаются придумать новые слова, изобретая собственный детский язык. Это совсем не случайно. На самом деле появляющиеся неологизмы — продукт осмысливания и перераспределения частей слов с учетом грамматического строя родного языка. Так, например, обычные сухарики малыши могут обозвать «кусариками», образовав слово от глагола «кусать», и так далее.
Нужно понимать, что каждый день ребенок сталкивается с огромным количеством не только новых слов, но и их значений и форм. Это необъятный поток информации, но малыш отлично ориентируется в ней, группирует, классифицирует, переиначивает, подстраивает под себя, и это нормальный процесс развития речи.
Речь ребенка в среднем дошкольном возрасте развивается быстро и легко, не требуя от него специальных усилий.
О развитии речи старших дошкольников: подготовка к школе
В старшем дошкольном возрасте ребенок совершенствует навыки овладения грамматическими формами. В этом возрасте его задача — не только создавать собственную речь, но и развить ее настолько, чтобы она была максимально схожей с речью взрослых, стала грамотной и связной.

Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает изучать письменную речь. Если раньше цифры и буквы он считал понятием абстрактным и недостойным внимания, то теперь он понимает, что письменная речь тесно связана с устной речью. Нужно понимать, что письмо и чтение как психофизиологические процессы тесно связаны с речью детей старшего дошкольного возраста.
Читать малыши учатся, как правило, быстрее, чем писать. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте — это умение воспринимать звуковой состав написанного слова с пониманием соотношения звуков и букв. Обычно дети легко справляются с этим, если у них в достаточной мере развиты память и внимание. Именно поэтому в процессе подготовки малыша старшего дошкольного возраста к чтению необходимо уделить внимание развитию его мышления и воображения.
Помощь логопеда: когда нужно обращаться?

За помощью или хотя бы консультацией логопеда нужно обращаться в случае очевидных нарушений в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Так, если крохе уже около трех лет, но он так и не начал говорить, в его словарном запасе несколько слов и он не пытается строить фразы, то самое время обратиться за консультацией к психологу, логопеду и невропатологу, которые смогут сделать заключение о состоянии здоровья ребенка.
Задержка речевого развития может быть спровоцирована индивидуальными особенностями малыша, слабым слухом, психическим расстройством и так далее.
Если ребенок вдруг начал заикаться, то необходимо также как можно раньше показать его невропатологу и логопеду, которые помогут на ранних сроках подобрать эффективную корректирующую методику работы с дошкольником.
Стоит ли начинать беспокоиться ранее двух с половиной лет? На самом деле стоит, но лишь в определенных случаях.
К ним относятся следующие ситуации:

- ребенок в возрасте 1,5-2 лет не понимает (или делает вид, что не понимает) простых просьб и инструкций;
- в два года малыш сильно отличается от сверстников, в первую очередь отсутствием интереса к играм и игрушкам, стереотипностью мышления, отсутствием понимания того, как выполнять простые действия с кубиками или пирамидкой;
- если беременность или роды протекали с серьезными осложнениями, которые могут стать причиной отставания ребенка в психологическом и речевом развитии.
Что учитывает оценка логопеда?
На осмотре у логопеда будет проанализирована речь ребенка дошкольного возраста на предмет ее понятности, доступности, разнообразия и правильности. Кроме того, врач проверит строение артикуляционного аппарата, особенности зрительного и слухового восприятия малыша, обозначит для себя степень соответствия его общего развития нормам.

Часто бывает так, что для постановки диагноза понадобится несколько раз побывать с ребенком у логопеда, чтобы малыш смог побороть первый страх и неуверенность и раскрыться перед специалистом. Только в этом случае врач сможет составить полную картину состояния речи.
В случае, когда понимание речи детьми дошкольного возраста отвечает возрастной норме (они знают названия большей части предметов и готовы это демонстрировать, понимают вопросы специалиста и дают на них ответы), не выявлены нарушения в работе артикуляционного аппарата, а общее развитие соответствует норме, то говорят о так называемом благоприятном варианте задержки речевого развития.
В этом случае все дело в индивидуальных особенностях малыша, который молчит по собственному желанию и обязательно догонит других детей спустя год-полтора. Родителям таких детей специалист порекомендует интересные упражнения и игры, которые помогут стимулировать речь дошкольника.
Если же в процессе обследования будет обнаружено несоответствие развития возрастным нормам с невысокой степенью понимания речи или нарушение строения артикуляционного аппарата, то ребенку назначат полное обследование с последующим курсом лечения.
Своевременная корректировка процесса развития речи после диагностики нарушений наладит речевое развитие, поможет предотвратить дальнейшие сбои в развитии и улучшить их адаптацию в социуме.