Речевое развитие двухлетнего ребенка

Ребенку исполняется 2 года, и родители с нетерпением начинают ждать от него с каждым новым днем новых достижений, в том числе и в отношении речи. Почему-то взрослым кажется, что в 2 года малыш должен резко повзрослеть и начать говорить как минимум понятно и связно. Так ли это и как помочь крохе освоить речевые навыки на третьем году жизни? Об этом ниже.

О нормах для двухлетних

Педиатры, логопеды и неврологи сходятся во мнении, что нормальное речевое развитие малыша в 2 года подразумевает:

  • активное использование до 300 слов;
  • способность строить гармоничные предложения;
  • умение говорить о себе в первом лице;
  • способность и желание выполнять простые поручения взрослых;
  • умение здороваться, прощаться, использовать «волшебные» слова;
  • понимание речи окружающих и способность задавать и отвечать на вопросы.

Ваш малыш умеет все это и даже больше? Просто здорово: значит, речевое развитие идет полным ходом и беспокоиться совершенно не о чем. С другой стороны, не стоит паниковать, даже если ребенок не умеет и половины того, что перечислено в списке.

Почему? Да потому, что 2 года — это период, включающий в себя возраст как 2 года и месяц, так и 2 года 11 месяцев. Соответственно, у ребенка есть целых 10 месяцев, чтобы научиться тому, что специалисты считают нормой, или хотя бы максимально к этому приблизиться.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что в 2 года в речи ребенка не будет сложных и длинных слов. В его словаре преобладающими будут простые, но понятные и важные для него слова, такие как «дай», «киса», «баба» и пр.

Что касается умения связно строить предложения, то и здесь все не столь категорично, как кажется на первый взгляд. Двухлетний ребенок, речевое развитие которого идет своим ходом, действительно умеет строить предложения, но, возможно, не настолько серьезные и сложные, как ожидают от него услышать взрослые. То есть если малыш говорит «Баба, дай!», то это и есть предложение, и совсем не обязательно ожидать от него в этом возрасте что-то типа: «Мама, давай скорее выйдем на прогулку!».

Дети в этом возрасте в большинстве случаев умеют прощаться и здороваться. Они машут рукой в знак приветствия или прощания, умеют давать ладошку гостям, с удовольствием раздают воздушные поцелуи, так что с этим проблем возникнуть не должно.

И последнее: нужно понимать, что норма речевого развития — это некие средние показатели, выведенные специалистами для удобства. На третьем году жизни ребенок просто не может не начать говорить лучше и активнее, чем делал это еще год назад, так как именно в этом возрасте увеличится его двигательная и познавательная активность. А значит, и сравнивать достижения в этой области малыша нужно ни с чем иным, как с его собственными умениями несколько месяцев назад.

Развитие речи у ребенка с двух до трех лет зависит от двух важных процессов:

  • мелкой моторики;
  • пассивного словарного запаса.

В силах родителей наладить развитие обоих процессов, таким образом помогая становлению детской речи.

Как пополнить пассивный словарный запас?

Под пассивным словарем ребенка подразумевается набор слов, которые ему хорошо знакомы, но которые он пока не произносит. Родители могут поспособствовать пополнению пассивного словаря детей в возрасте двух лет, таким образом стимулируя развитие их речи. Это можно делать следующими способами.

  1. Регулярно читать книги с яркими иллюстрациями. Малышу можно будет предложить описать картинки, рассказать о том, что он запомнил после прочтения книги.
  2. Рассматривать и анализировать картинок из журналов и каталогов, где изображения максимально реалистичны, более разнообразны, соответствуют теме семьи и быта, хорошо знакомой ребенку.
  3. В процессе общения с малышом можно использовать забавные потешки, петь веселые детские песенки.
  4. Играть с малышом в пальчиковые игры, стимулируя развитие речи и мелкой моторики одновременно.

Самое же важное — это постоянное общение с малышом, даже если он пока не готов поддерживать беседу. Ребенку в возрасте 2 лет нужно рассказывать обо всем, с чем он сталкивается, максимально просто, понятно и интересно, начиная от того, какого цвета поехала машина, и заканчивая тем, для чего птицы весной носят в клювах веточки, а почки на деревьях набухают и раскрываются.

Как и зачем развивать мелкую моторику рук?

Мы уже разобрались, что развитая мелкая моторика, так же, как и пассивный словарь, стимулирует развитие речи у детей в возрасте двух лет. Это происходит благодаря связанности зон мозга, отвечающих за речь и мелкую моторику малыша.

Упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики, действительно помогут разговорить молчуна, кроме того, поспособствуют развитию дополнительных качеств, таких как терпение, усидчивость, мышление, воображение и пр. Не бойтесь давать ребенку 2 лет возможность играть мелкими предметами. Контроль взрослых над процессом поможет избежать опасных ситуаций.

Как можно играть с малышом? Вот интересные варианты упражнений.

  1. Используйте подручные предметы, с помощью которых можно устроить интересные игры. Например, горох, фасоль, чечевица — все это можно предложить малышу разделить по цветным тарелочкам, просто покопаться в них с целью поиска «закопанных» игрушек или порисовать пальчиком узоры на их поверхности.
  2. Предложите ребенку просунуть в щель монетку или небольшую пуговицу. Это занятие надолго увлечет кроху и позволит маме сосредоточиться на домашних делах.
  3. Сделайте вместе с малышом оригинальные бусы из макарон, нанизанных на леску. Макаронины можно подбирать разной формы и даже цвета, попутно осваивая и эти понятия. Со временем макароны можно будет заменить бусинами или пуговицами, нанизывать которые будет не так просто, но не менее интересно.
  4. Отличный способ развития мелкой моторики — занятия с пластилином, который при желании можно заменить соленым тестом или глиной, а также популярной сегодня массой для лепки ярких цветов. В 2 года дети пока вряд ли справятся с лепкой в полном смысле этого слова, но помогать катать «колбаски» и отщипывать нужные кусочки смогут.

Ближе к концу второго года с малышами можно будет начинать лепить поделки и целые композиции из пластилина, используя подручные материалы для их дополнения.

Конечно же, не обойтись в процессе работы над развитием мелкой моторики и без современных ярких и красивых игрушек. Самыми подходящими из них станут сортеры, представляющие собой фигуры определенной геометрической формы с отверстиями для более мелких фигур.

Малышу нужно будет подобрать подходящие прорези мелким фигурам и просунуть их вовнутрь большой фигуры. Такие игрушки ускорят развитие мелкой моторики и речи, а также помогут улучшить сообразительность ребенка.

Упражнения для артикуляционного аппарата

Дополнительно к перечисленным выше упражнениям на развитие речи можно добавить простую и интересную зарядку для губ и языка, которую дети в 2 года воспринимают как забавную игру. Поработайте с малышом следующим образом.

  1. Каждое утро начинайте с упражнения с малышом: вытягивайте губы в трубочку перед зеркалом и произносите гласные звуки. Постарайтесь увлечь ребенка, чтобы он смог позаниматься таким образом на протяжении нескольких минут. Проще всего это сделать, устроив конкурс на самую смешную рожицу!
  2. Научите ребенка облизывать губы, смазанные чем-то вкусным, что он особенно любит (вареньем, сгущенкой, молочным шоколадом). Не переусердствуйте со сладостями: в 2 года их количество должно быть ограничено.
  3. Смешите и развлекайте малыша как можно чаще. Смех и улыбка не только продлевают жизнь, но и стимулируют развитие лицевых мышц.

Кроме того, не забывайте побольше общаться с малышом, задавая вопросы, подразумевающие полные, а не односложные ответы.

Почему малыш в 2 года молчит?

Причины задержки в развитии речи ребенка могут носить физиологический и психологический характер.

Физиологические причины:

  • повреждения ЦНС;
  • сложные роды и проблемная беременность матери;
  • серьезные заболевания, перенесенные в раннем возрасте;
  • нарушения слуха;
  • врожденные заболевания;
  • слабое развитие артикуляционного аппарата и пр.

Психологические причины:

  • отсутствие внимания со стороны членов семьи;
  • частые стрессы или испуг;
  • гиперопека со стороны взрослых;
  • неконтролируемое использование современных гаджетов в качестве замены общения и пр.

Родители с ранних лет должны контролировать процесс развития речи ребенка, консультируясь время от времени с педиатром и логопедом для обнаружения возможных проблем, требующих незамедлительного решения.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий