Анализируя особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста, можно сделать заключение не только об их речевых способностях, но и уровне психического развития в целом.
Что такое речевое развитие?

Под понятием речевого развития имеется в виду умение в совершенстве пользоваться родным языком.
В это умение входят:
- навыки связной речи;
- проявление фонематического слуха;
- понимание состава слова;
- звуковой анализ;
- усвоение словаря.
Последнее позволяет ребенку старшего дошкольного возраста накапливать представления о мире с формированием понятий и развитием мышления.
Словарный запас: роль и способы развития
Скудный словарный запас станет для ребенка преградой для нормального общения, а вместе с этим и для развития в целом. Богатый же словарный запас будет свидетельствовать о достаточном уровне развития.

Развивать словарь детей старшего дошкольного возраста необходимо, так как от этого будет зависеть уровень их подготовки к обучению в школе. Минимальный лексический запас станет основной причиной неуспеваемости в начальных классах школы – отчасти из-за того, что ребенок будет ограничен в выражениях для высказывания мыслей и личного мнения.
Учителя утверждают, что владеющие богатым словарным запасом дети не только лучше отвечают на устных уроках, но и продуктивнее решают математические задачи, увереннее себя чувствуют при выполнении грамматических заданий, проявляют активность, желая высказываться на уроках.
Процесс совершенствования словарного запаса в рамках речевого развития старших дошкольников имеет свои особенности и осуществляется двусторонне: с наращиванием количества слов и овладением их значениями. В этот период жизни словарь пополняется просто и естественно при условии создания подходящих для этого условий.

Как правило, если с ребенком достаточно много общаются, прививают ему любовь к чтению и пересказам, то в старшем дошкольном возрасте он достаточно уверенно владеет лексической стороной языка, который для него в этот период становится родным. Примерно в это же время заканчивается формирование основного ядра словаря, хотя развитие его будет продолжаться еще многие годы.
Выделяя особенности, которые имеет речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста, стоит остановить внимание на словотворчестве. В этот период жизни важной составляющей словаря старшего дошкольника часто являются слова, которые он придумал сам.
Обычно новые слова создаются малышами согласно законам родного языка и часто являются созвучными тем словам, которые им уже приходилось слышать. Тяга к словотворчеству является прямым подтверждением освоения ребенком морфологии языка и развития речи в целом.
Грамматический строй речи и его влияние на детей
Каждый дошкольник должен успеть овладеть грамматическим строем речи до того, как поступит в первый класс. Под этим подразумевается в первую очередь овладение морфологией и синтаксисом. Дети учатся строить разного рода словосочетания, предложения, имеют понятие о числах, родах и падежах, используя их пока на интуитивном уровне.

Не все дети легко и быстро усваивают принципы грамматического строя. Главная причина возникающих сложностей — некая отвлеченность грамматических категорий, а также избыток непродуктивных форм и всевозможных исключений.
То, насколько гладко будет протекать процесс усвоения ребенком нового навыка, во многом связано с особенностями коры его головного мозга — ее готовностью к аналитико-синтетической деятельности.
Большая часть детей в процессе речевого развития усваивают грамматический строй речи в качестве грамматических категорий с пониманием их значения. Если ребенок не понимает значение форм, он не сможет их усвоить.
Морфология и синтаксис развиваются одновременно. Примечательно, что со вторым у старших дошкольников на порядок меньше сложностей, несмотря на определенную устойчивость проявления синтаксических ошибок.
Словообразование в речи старших дошкольников
Овладение навыком словообразования еще раз подтверждает речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста. Основной способ словообразования у дошкольников чаще всего морфологический с сочетанием разных по значению морфем в основе. Чтобы освоить навык словообразования, ребенку важно понимать значения составных частей и слова в целом.
Дети усваивают методы словообразования постепенно и в несколько этапов, причем пик освоения приходится на окончание старшего дошкольного возраста. К моменту поступления в школу, то есть к 6-7 годам, дети владеют навыками соединения слов в рамках предложения с учетом их падежей, рода и числа.
Что такое звуковая культура и какова ее роль?
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста подразумевает собой обязательный процесс становления звуковой культуры. Именно степень сформированности звуковой культуры позволяет определить уровень речевой подготовки ребенка к обучению в начальной школе.

Звуковая культура в рамка речевого развития — это прежде всего качественная дикция и орфоэпическая правильность речи. Специалисты отмечают, что грамотное произношение звуков в речи способствует формированию гармоничной личности ребенка, помогает ему строить и укреплять контакты сначала в школе, а затем в ВУЗе и на работе. Дети с четкой и правильной речью просто находят общий язык с окружающими, с легкостью выражают мысли, добиваются уважения.
С другой стороны, старшие дошкольники, имеющие очевидные дефекты в речи, сложнее сходятся с людьми, неспособны высказать желания и собственное мнение так, как им бы этого хотелось, страдают задержками в психическом развитии.
Очень важно, чтобы правильная звуковая культура была присуща детям перед поступлением в младшую школу. Именно проблемы с произношением на данном этапе речевого развития часто становятся причиной низкой неуспеваемости, отчего страдает самооценка ребенка, снижается его авторитет в классе.

Обычно дети, речевое развитие которых протекает не так гладко, имеют сложности с определением количества звуков в слове, не умеют подбирать слова на определенный звук – и все это при достаточно высоком уровне развития интеллекта. Проблемы с выявлением и различием звуков на слух, а также неправильное их произношение усложняют процесс освоения навыков письма и грамматики в будущем.
Старший дошкольный возраст — это идеальная пора для полноценного овладения звуковой культурой родного языка в рамках речевого развития. Мозг и нервная система детей полностью готовы для восприятия новой информации, кроме того, малыши в этот период обожают копировать взрослых и проявляют настоящий интерес ко всему новому, в том числе и к процессу овладения речью.
Особенности связной речи

Связная речь — это способность последовательно и связно высказываться на определенную тему, производить целостный устный текст в соответствии с целью говорящего. Это позволяет наладить общение и достигнуть взаимопонимания в рамках речевого контакта и после его окончания. Главная функция связной речи — это укрепление коммуникативных связей. Выражаться она может как в монологе, так и в диалоге, различных между собой по направленности и мотивам.
Несмотря на очевидные функциональные различия, нужно отметить не менее очевидную связь между монологом и диалогом. Примечательно, что в процессе речи как диалог, так и монолог могут приобретать свойства друг друга, как бы переплетаясь в одно целое.
Разговорная речь — это определенный стиль речи, по большей мере относящийся к диалоговой. Обучение диалоговой и монологовой речи практикуют в детском саду. Связная речь на этом этапе жизни детей станет отражением их навыков в области овладения родным языком, начиная от звукового строя и заканчивая грамматическим словарем.
Функции связной речи заключаются прежде всего в том, что именно она позволяет детям налаживать контакты с окружающими и способствует развитию их личности. Процесс речевого развития в данном случае неизменно связан с формированием мышления, а также с поэтапным совершенствованием деятельности ребенка.

Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают участие в разговоре, стараются давать полные ответы на вопросы, исправляют других, делают конструктивные замечания и формируют грамотные вопросы. Все это говорит о том, что развитие связности речи полностью соответствует возрасту.
Заметно более совершенной становится речь монологическая, что выражается в освоении детьми старшего дошкольного возраста разных типов высказываний, начиная от описания и заканчивая рассуждением, как с материалом в качестве опоры, так и без него.
Рассказы детей становятся более сложными по синтаксической структуре, отличаются высоким количеством сложных предложений. У большинства старших дошкольников эти навыки пока сложно назвать устойчивыми, но уже факт их формирования может говорить в пользу положительной динамики в отношении развития речи.
Что влияет на развитие выразительности речи?
Первостепенную роль в развитии выразительности речи играют изобразительные средства языка. Именно с их помощью речь окрашивается эмоциями, становится более яркой и пластичной.
В старшем дошкольном возрасте основное влияние на данные речевые навыки оказывает литература:
- сказки;
- стихи;
- рассказы и пр.
Чтобы ребенок воспринимал художественное произведение максимально глубоко, ему необходима определенная подготовка. Со временем у детей вырабатываются собственные литературные предпочтения, формируется эстетический вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети искренне проникаются событиями, которые случаются не с ними, а с героями литературных произведений. Ребята внимательно вслушиваются в рассказ, анализируют поступки героев, интересуются их мотивами, желаниями и ощущениями.
Способности и навыки, сформированные на основе прослушивания сказок, рассказов и стихов, со временем могут лечь в основу словесного творчества. Необходимым условием для этого является поэтический слух — способность чувствовать и осознавать изобразительные средства языка. Дети, обладающие поэтическим слухом, легко ориентируются в жанрах, определяют их особенности.
Каждый малыш рождается с задатками поэтического слуха. Проблема в том, что не для каждого создаются условия, способствующие его развитию. Если взрослые будут уделять внимание этому моменту, регулярно мотивируя малыша самостоятельно сочинять рассказы, сказки, а со временем даже стихи, то у него обязательно появятся все предпосылки для роста в этом направлении.
Нужно понимать, что сама по себе работа, направленная на развитие поэтического слуха, не станет залогом успешной творческой деятельности ребенка. Рассчитывать на развитие словесного творчества имеет смысл исключительно в случае разработки системы, направленной не только на развитие поэтического слуха, но и на создание условий, стимулирующих творческие проявления у детей.
Заключение
Освоение детьми старшего дошкольного возраста богатства слов и их значений, а также формирование представлений о слове и образности речи обеспечит им высокий уровень подготовки к школе в отношении речевого развития.