Речь просто необходима для правильного психического развития ребенка. Это общение, обучение, возможность выражать свои мысли и чувства. Речевое развитие ребенка проходит в 4 крупных этапа, которые начинаются с самого рождения.

Обучение родной речи — процесс длительный и многоуровневый. Ребенок запоминает ассоциацию «предмет-слово». Малыши еще не умеют разговаривать, но отлично знают, как что называется.
Мама просит принести игрушку, дать книжку, положить ложку, а ребенок это выполняет. Родители могут помочь своим детям быстрее научиться говорить. Речевое стимулирование – это не так сложно, как кажется. Больше разговоров, чтения, общения – так малыш скорее начнет говорить правильно.
Общение
Дети учатся говорить, слушая взрослых. Они уже понимают, что именно так можно высказать свои пожелания, потребности, но еще не могут этого сделать. Малыш очень хочет научиться говорить, повторяет знакомые слова, пытается строить предложения. От самых элементарных криков и плача он переходит к осмысленным предложениям.

Взрослые люди уже забыли, как это – совершенно не уметь говорить. Примерно так чувствует себя малыш. Для нашего мозга совершенно неважно, какой язык будет родным – это не заложено на генетическом уровне. В любой стране мира дети учат родной язык, слушая взрослых, запоминая простую связь между предметами и их названиями. По этому принципу мы учим и иностранные языки, только позднее.
Теперь представьте, что вы находитесь в новой стране, не зная языка. Сначала можно обращать на себя внимание только вскриками, жестами. Позже вы уже распознаете отдельные слова, фразы, понимаете, о чем говорит собеседник. Постепенно вы набираете словарный запас. То же самое происходит с ребенком, который учится говорить.
4 этапа развития речи
Речевое развитие продолжается от 0 до 17 лет. Если первые 5-7 лет отводятся на то, чтобы человек набрал достаточное количество активных слов, то последующее время мы только совершенствуем речь.
Первый этап

Начинается от рождения и длится до возраста 6 месяцев. Малыш может плакать, кричать, начинает потихоньку смеяться. Для него самого это ново, интересно. Так развивается голосовой аппарат, ведь он еще не готов произносить все звуки. Малыш меняет интонации, и мама может различать их. Дети быстро понимают, как обратить на себя внимание взрослых. На крик приходит мама, папа, бабушка. Это первая попытка общения.
Уже ко второму месяцу кроха «гулькает», издает забавные звуки, которые тоже имеют свой эмоциональный окрас. Можно понять, доволен он или нет. К четырем месяцам начинается лепетание. Родители очень хотят услышать в нем первые слова, хотя бы «мама», но еще рановато.
На этом этапе можно выявить нарушения речи или слуха. Если малыш не слышит, то не будет и этих первых звуков.
Второй этап

Второй большой этап длится от 6 месяцев до 3 лет. К 1 годику малыш может произносить отдельные слова или же подражать речи взрослых. Многие слова совершенно не имеют смысла, это лишь набор слогов. Не стоит волноваться: это совершенно нормальный этап развития речи. Малыш «пробует» свой речевой аппарат, произносит звуки, прислушивается к ним. Он очень хочет повторять за вами, но пока не получается.
Позднее, к 1,5 годам, происходит большой прорыв. Кроха запомнил многие слова, выражения и теперь начинает первые попытки к разговору. Его не всегда можно понять, но поощряйте такие разговоры. Можно заметить, как малыш что-то говорит во время игры.
К трем годам дети уже вполне хорошо говорят. Конечно, при условии, что с ними общаются, занимаются. Теперь важно разобраться с использованием единственного и множественного числа, формами глаголов.
Третий этап

С 3 до 7 лет дети впитывают новые слова. Они неплохо говорят, но важно сделать их речь более богатой. Добавляются эмоции, прилагательные, описательные термины. На этом этапе малыши первый раз попадают в кабинет логопеда на проверку. Если норма по количеству слов и правильному произношению не будет выполнена, то можно получить неприятный диагноз «отставание речевого развития». Многие родители после этого впадают в настоящую панику.
Но этот диагноз не значит, что у ребенка какие-то серьезные проблемы, он не сможет учиться или общаться. Отставание означает, что его речевое развитие идет не так быстро, как должно. Чаще всего это никак не связано с умственным развитием или интеллектом ребенка. Просто на этом этапе нужно больше заниматься, читать вслух, просить ребенка пересказывать. Часто диагноз ставят малышам, которые редко играют и общаются со сверстниками.
Если за следующие 2 года ситуация нормализуется, то диагноз будет снят перед походом в первый класс. С ребенком нужно заниматься, иначе произойдет сильная задержка речевого развития, а потом уже наступят серьезные проблемы с учебой и социализацией.
К 7 годам формируется правильное произношение, нормальное восприятие всех звуков. Некоторые проблемы с произношением звуков «излечиваются» сами собой к этому возрасту. Если же остаются, то их решает логопед.
Четвертый этап
Последний этап длится с 7 до 17 лет. Сейчас самую важную роль играет уже не устная речь, а письменная. Все правила языка объясняются. Дети учатся использовать правильно части речи, предлоги, образовывать сложные предложения.

Это время отводится на то, чтобы сделать речь правильной и как можно более богатой. Человек показывает, что может использовать все возможности родного языка и хорошо знает его правила.
Для этого необходимо чтение – при нем речевые конструкции запоминаются визуально, формируется почти автоматическая грамотность. На этом речевое развитие ребенка не останавливается. Новые слова и понятия появляются почти каждый день. Развитие продолжится в университете, ведь там огромное количество профессиональной лексики. Чем лучше к этому возрасту развилась речь, тем свободнее и интереснее сможет молодой человек выражать свои мысли.
Как заниматься с детьми
Есть несколько правил, которые помогут стимулировать речь ребенка.
- Читайте вслух. Малышу совершенно неважно, что именно вы читаете. Это может быть сказка, журнал или ваша любимая книга. Кроха просто слушает вашу речь и учится распознавать звуки.
- Говорите с малышом. Пусть пока он не может ответить, но говорите с ним – это важно для развития.
- Когда малыш подрастет, просите его пересказать содержание сказки, рассказать, что было в садике.
- Помогайте подбирать слова, но не настаивайте на них. Предложите несколько синонимов – пусть малыш выберет сам.
- Если ребенок ошибаются в роде или числе существительных, спряжении глаголов, не акцентируйте внимание не ошибке. Просто повторите правильно его же предложение – так ему будет легче запомнить правильный вариант.
- Предлагайте детям книги по возрасту, учитывающие их интересы.
- Не заставляйте читать, а заинтересуйте содержанием книги. Если будете заставлять, то очень скоро отобьете охоту к чтению. А чтобы ее привить, малыш должен регулярно видеть вас с книгой.
Как видите, все не так уж и сложно. Дети с радостью учат новые слова, впитывая как губка все, что слышат. Так что будьте аккуратнее и подбирайте правильные выражения.