Роль родителей в социальном развитии ребенка

Социальное развитие ребенка начинается с момента его появления на свет. Изначально в этом процессе ведущие роли отводятся родителям, близким родственникам и знакомым малыша, а со временем участие в нем принимают и другие дети и взрослые.

Роль контакта со сверстниками в первые годы жизни

Когда-то считалось, что до трех лет дети не способны находить контакт со сверстниками. Сегодня ситуация несколько изменилась. Если верить исследованиями ученых, социальное развитие ребенкато младенцы проявляют интерес к другим младенцам еще до года, а после года социальное развитие у малышей выходит на принципиально новый уровень!

С первого года дети учатся налаживать первые социальные контакты со сверстниками. В этом возрасте речь пока идет о повторяющихся контактах. Так, один ребенок может катать машинку каждый день рядом с одним и тем же ребенком. Или, например, ежедневно во дворе несколько детей играют в одну и ту же игру всегда в одном составе. У годовалых малышей в данных случаях игры ассоциируются с определенными детьми.

Основная задача родителей — проследить за тем, чтобы кроха имел необходимое количество партнеров для игры. социальное развитие ребенкаОптимальный вариант — это три-четыре малыша примерно одного возраста. Желательно, чтобы ребенок стабильно общался с ними, но периодически имел возможность узнавать и других детей, тренируя игровые реакции разного рода.

Для чего малышу нужен социальный контакт? Легко ответить на этот вопрос, если уяснить разницу между общением детей со сверстниками и со взрослыми. Когда дети общаются между собой, то не чувствуют чьего-либо превосходства. Они равны, у них примерно одинаковые интересы, опыт, багаж знаний. Именно поэтому, общаясь со сверстниками, дети ведут себя иначе, чем со взрослыми.

Формирование навыков такого общения крайне важно для дальнейшей социальной адаптации ребенка – сначала в детском саду, а затем в школе, в высшем учебном заведении, на работе и вообще в жизни. Во время контакта с детьми социальное развитие ребенкамалыш пользуется особыми жестами, касаниями. А контакт малыша и взрослого построен по большей части на устной речи.

Несмотря на то, что в общении детей часто могут возникать конфликты из-за нежелания делиться игрушками, оно необходимо для полноценного социального развития ребенка. В отношениях со взрослыми дети выступают в роли малышей, о которых постоянно заботятся, начиная с кормления и заканчивая одеванием. Общаясь между собой, дети не думают друг о друге в этом ключе и учатся адекватно воспринимать реакции друг друга, сильно отличные от поведения взрослых.

Малыш, в первые годы жизни видящий вокруг себя только взрослых, испытает стресс, как только попадет в круг детей, поведение которых имеет явные отличия от поведения взрослых.
Нужно давать ребенку возможность периодически выходить за рамки мира, полного ласки, любви, заботы и спокойствия благодаря усилиям родителей, бабушек и дедушек. Кроха должен уметь постоять за себя, договориться, найти общий язык со сверстниками без участия взрослых.

Для чего развивать взаимопонимание?

Взрослым несложно найти взаимопонимание друг с другом или с детьми. Малышу же это не всегда удается из-за отсутствия опыта. Как дети учатся устанавливать контакты друг с другом? Как правило, происходит это поэтапно.

  1. Малыш обращает внимание сверстника на себя.
  2. Сообщает о целях.
  3. Говорит что-то для получения реакции на фразу.
  4. Дети пробуют играть вместе, стараясь предугадать реакции друг друга на определенные поступки.

В отношениях между детьми нет кого-то, кто мог бы прогнозировать конфликты, заранее их предотвращая, как в отношениях ребенок-взрослый. Дети учатся на своих ошибках, ищут свои способы разрешения конфликтов по мере их появления. Момент, когда кроха вступает в контакт с другими детьми, для него крайне волнителен и значим. Родители должны не пускать процесс на самотек и в случае необходимости помочь малышу выйти из сложной ситуации, показав решение на собственном примере.

Значимость социальных контактов

Взрослые ни в коем случае не должны приуменьшать значение социальных контактов малыша. Более того, им необходимо способствовать их развитию, например, приглашая детей в гости и периодически бывая с малышом в гостях.

Если между детьми начинается спор, нужно понаблюдать некоторое время, не вмешиваясь в ситуацию. Это социальное развитие ребенканеобходимо для того, чтобы ребенок научился сам принимать решения и не оборачивался на родителей в поисках поддержки во время общения со сверстниками. Только в этом случае по мере взросления малыш будет чувствовать самостоятельность и ответственность за свои дела.

Нужно ли помогать чаду, наблюдая за его социальным развитием? На самом деле помощь ему понадобится только в исключительных случаях. Это означает, что родителям не запрещено играть с крохой, когда он общается со сверстниками, но лишь при условии, что они не станут брать на себя доминирующие роли. Во время игры можно будет помочь малышам ровно настолько, сколько нужно, чтобы игра продолжалась и контакт не иссяк. Не стоит контролировать общение каждого из них в процессе.

О роли конфликтов в процессе развития

Умение разрешать конфликты в период социального развития имеет огромное значение для детей. Родители должны тонко чувствовать, когда малыш действительно нуждается в социальное развитие ребенкаподдержке, а когда он должен выйти из создавшегося положения сам. Чтобы лучше понимать происходящее и принимать правильное решение, родителям нужно понять суть конфликта, причину, логику участников.

Крайне важно в такие моменты избегать общих указательных фраз. Участие лучше ограничить наводящими вопросами, которые помогут детям понять суть происходящего и найти правильное решение для выхода из конфликта. Кульминацией разрешенного спора или ссоры должно стать примирение и позитивное настроение всех участников действа.

Некоторые родители настаивают на том, чтобы после разрешения конфликтной ситуации малыши непременно обнимались или, в крайнем случае, пожимали друг другу руки. По тому, с каким настроением дети выполняют это социальное развитие ребенкатребование, можно определить, насколько удачным оказался выход из конфликта.

Если малыши по-прежнему с неохотой идут на контакт, то, скорее всего, они еще держат обиду друг на друга. Чтобы исправить ситуацию, достаточно будет поговорить с каждым участником конфликта по очереди, убеждая его в том, что противоположная сторона не желает ссориться и с удовольствием будет дружить и играть дальше. После такого разговора дети, как правило, становятся лояльнее по отношению друг к другу.

В заключение отметим, что социальное развитие малыша — это важная часть его жизни. Со временем на основе приобретенного опыта кроха сможет адаптироваться в коллективе, чувствуя себя уверенно и комфортно.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий