Для малышей дошкольного возраста очень важно иметь возможность общаться со сверстниками. Так они получают необходимый опыт, так развивается их психика и речь. Рекомендовано присутствие детей в дошкольном учреждении начиная с 3-4 лет. Если малыш не посещает садик, то у него нет возможности развиваться в обществе, перенимать его правила.
Для детей это бесценный опыт перед школой и началом взрослой жизни. Социально-коммуникативное развитие и адаптация проходят быстрее, если правильно организовать общение детей. Квалифицированный воспитатель может сделать это, помогая малышам быстрее найти общий язык. Для детей раннего дошкольного возраста важно увеличивать словарный запас — общение с другими детьми поможет и тут.
Общение
Для детей общение просто необходимо. Наступает такой момент, когда мамы, папы и бабушек с дедушками уже не хватает для того, чтобы реализовать эту потребность. Малыш уже умеет произносить слова и фразы, знает названия многих игрушек. Он без труда находит общий язык со взрослыми, но для того, чтобы общаться с детьми, необходима практика. К этому его должны подготовить родители, иначе адаптация в садике будет очень тяжелой.
Без общения не происходит должное психическое развитие малыша. Общение – это не только разговор, но и игры, совместная деятельность. Кроха учится понимать людей — их эмоции, выражения лица, жесты. Даже в таком простом обществе необходимо знать правила общения. Как завести друзей и правильно дружить, в теории могут научить родители, но практика тут просто необходима. Общение влияет на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Очень важно для детей открыть свое «я». Общаясь, рассказывая о себе, выбирая игры и друзей, дети формируют знания о мире и, главное, о себе. Что ему нравится, что не нравится, может ли он занять лидирующую позицию или всегда будет выполнять пожелания других? Социальная оставляющая «я» не сможет должным образом и вовремя развиться, если ребенка будут окружать только родственники и доброжелательные взрослые. Дети не всегда готовы идти на компромисс друг с другом, и им нужно научиться находить решение, выход из ситуации. Научиться ругаться и мириться.
Раннее развитие в 1-3 года
Что уже умеют малыши к 1-3 годам? В это время ребенок уже ходит, немного разговаривает, позднее – строит фразы. У него большая потребность в общении и совместных играх. Играть одному скучно. В этом возрасте нужно вводить новых людей в его жизнь. Не обязательно детей – можно и взрослых. Как вариант – приглашать в гости родственников, друзей с маленькими детьми его возраста или чуть старше.
Социально-коммуникативное развитие проводить сейчас нужно осторожно. Взрослые должны понимать, что это маленький, но человек. Его не нужно отталкивать, если он заинтересовался человеком и пытается с ним поиграть. Иначе малыши чувствуют себя отвергнутыми, а это плохо сказывается на формировании личности.
Дети дошкольного возраста предпочитают активные игры. Сейчас самое время научить малыша знакомиться и заводить дружеские отношения. Вы можете разыгрывать простые сценки с игрушками и куклами, чтобы показать, как люди знакомятся. Тогда при встрече с другими детьми ему будет гораздо проще. Психическое развитие ребенка сейчас напрямую зависит от возможности выражать мысли и эмоции. Общение стимулирует появление речи, ее усложнение.
Дом и семья
Невозможно развитие навыков общения без соответствующего климата в доме. Родители должны принимать активное участие в социализации малыша. Для этого с ним нужно заниматься. Родителям нужно с умом подходить к процессу общения между детьми. Гуляя на детской площадке, не запрещайте малышу общаться с каким-то ребенком, если он не нравится лично вам. «Вон с тем мальчиком не дружи», – часто говорят мамы. Но ваш карапуз может неверно истолковать ваши слова и будет думать, дело именно в нем, а не в другом малыше.
Родители читают детям сказки, показывают мультики. Для дошкольного возраста истории часто адаптируются так, чтобы был виден процесс знакомства и завязывания дружеских отношений. Общение представлено в простой и забавной форме. Посмотрев такой мультик, спросите малыша, понял ли он, как герои смогли подружиться.
Развитие детей начинается дома. То, как он видит общение между членами семьи, родителями, дает ему матрицу для построения собственного общения с другими. Там, где есть уважение друг к другу, а проблемы решаются совместно, детям проще понять суть отношений между людьми. Тогда коммуникативные навыки закладываются верно.
Если поведение малыша кажется странным
Бывает, что родители удивляются: их маленький сынок или дочка всегда были такими доброжелательными, открытыми, а тут вдруг стали вести себя странно:
- Снизился уровень эмоциональных реакций. Сказки на ночь, фильмы и новые игрушки не вызывают радости или волнения. Ребенок пассивен;
- Отсутствует контроль поведения у детей 2-4 лет. Например, кроха спокойно играл и вдруг начал кричать, плакать. Причина не известна, а мама не может успокоить его;
- Детские страхи усугубляются. Появляется постоянная боязнь чего-то необъяснимого, ребенок очень тихий, зажатый;
- Чрезмерная активность или, наоборот, малыш необычно пассивный, не хочет играть, на улице сидит рядом с мамой;
- Агрессивное поведение у ребенка. Частые попытки ударить, причинить боль.
Такое поведение вызывает опасение. Проблемы часто кроются в том, что социально-коммуникативное развитие не происходит должным образом. Родители не уделяют достаточно времени малышу, отсюда чувство страха или неуверенности. Или же, наоборот, ребенка решили не отдавать в садик – малыш чувствует вседозволенность, он не умеет распознавать эмоции людей, обиду или боль.
Ограничение в социальных контактах приводит к тому, что дети лишены эмпатии. Для них агрессия, слезы и крики — единственный метод добиться внимания или того, чего ему хочется.Это говорит о том, что ребенок абсолютно не умеет общаться со сверстниками. Таких детей общество часто отвергает, их не берут в игры, побаиваются из-за агрессии.
Одиночество для ребенка
Малыш не ходит в садик, часто остается один. Ему кажется, что все оставили его, он совершенно не нужен и не интересен обществу. Родители много работают, и иногда он остается с разными нянями. Все это ведет к тому, что ребенок замыкается. Психика его отчаянно ищет выход из сложившейся ситуации, но найти не может. Появляется отставание в развитии, регресс.
Возраст 2-4 лет — время для формирования речи. Если малышу не с кем общаться, он часто смотрит телевизор, то для него просто нет необходимости говорить. Он уходит в активное слушанье или в свои мысли. Это серьезная ситуация. Нельзя лишать детей социально-коммуникативного развития, ведь в первую очередь пострадает их психика и интеллект.
Самое простое — гуляйте с ребенком пару раз в день там, где собираются дети. Это может помочь, ведь даже в этом возрасте уже нужны друзья. Лучше всего, если это не случайные дети, каждый раз разные, а постоянные приятели. Можно сходить к ним в гости или пригласить их к себе. Общество одних лишь взрослых не пойдет ребенку на пользу.
Малыш в детском саду
Для детей раннего дошкольного возраста предусмотрены группы детского сада, куда можно первое время приходить с родителями. Это полезно для быстрой адаптации. Малыши в 2-2,5 года еще не могут провести весь день без родителей, так что всего 3-4 часа в день подготовят его и помогут влиться в общество. Лучше всего это учитывать, ведь речь идет не про малыша 4-5 лет, который уже может находиться в садике целый день.
Воспитатели знают множество игр, развивающих социально-коммуникативное общение между малышами. Это ролевые игры, совместное творчество, занятия, конкурсы. В такой веселой обстановке проще всего познакомиться. На самом деле детям совсем не нужно много времени или какие-то особые усилия для того, чтобы просто начать играть вместе.
Важно то, что вы даете малышу шанс на правильно развитие.
Находясь даже эти 3-4 часа в садике, он полностью меняется, приобретаются новые качества характера, самокритика. Развивается логическое мышление и воображение.Совместные игры влияют на развитие психики, ведь здесь нужно учиться быстро реагировать на изменение своей роли, правильно строить диалоги.
Многим детям потом проще перейти в следующую группу садика, так они уже не нуждаются в какой-то особой адаптации. Среди друзей быстрее развивается речь и появляются навыки самостоятельности: малыш умеет завязывать шнурки, сам ходит в туалет, моет руки, застилает свою кроватку. Дети, кстати, этим очень гордятся.
Советы родителям
Малышам дошкольного возраста нужно помогать. Кто может сделать это лучше всего? Конечно, его любящие родители. Научите детей воспринимать себя и свою личность, быть более уверенным:
- Познать себя
Управлять своим телом необходимо. Знать его возможности — необходимо вдвойне. Играя с малышом, вы можете просить его изображать каких-то животных. Это не только помогает развивать моторику, но и дает малышу представление о том, какой он, что он может.
- Мимика и жесты
Очень важны для того, чтобы понимать своего собеседника или друга. Даже тогда, когда тот не хочет общаться. Предложите игру: вы по очереди жестами и мимикой описываете разные события. Радость от новой игрушки, поход в садик, разочарование. Конечно, все это преподносится в простой форме, так, чтобы малыш понял.
- Личность
Предложите малышу вспомнить, за что его хвалили или ругали. Какие чувства он испытывал при этом? Социально-коммуникативное развитие невозможно без ощущения себя.
- «Моя семья»
Это простенькая игра, которая помогает раскрыть свои эмоции или же найти их. Мама берет в руки мячик и бросает малышу со словами «я тебя люблю, потому что ты меня слушаешься» (например). Кроха должен придумать, за что он любит маму, папу, бабушку или тетю и тоже бросить мячик в ответ.
Играйте как можно дольше. Это тренирует воображение, речь и помогает ребенку выразить свои эмоции. Вы можете пригласить других детей и играть вместе – каждый пусть рассказывает про свою семью. Так дети становится социально активнее.