Ответ однозначный – надо. Однако прежде чем отвечать на вопрос «как», надо ответить на вопросы «почему» и «зачем».
Каждый родитель хочет для своего чада самого лучшего, и это вполне нормально. Но вот применяемые при этом методы далеко не всегда отвечают потребностям времени и общества. Современный цивилизованный мир – это мир скорости, мгновенных изменений и стремительного увеличения количества информации. То, что ещё вчера казалось незыблемым, сегодня уже не работает, а завтра устареет и будет тянуть на дно. Конкурентное преимущество сегодня получает тот, кто умеет меняться с такой же скоростью, как и окружающий мир, или даже быстрее.
Концентрируя основное внимание на стимуляции и развитии логико-мыслительных процессов в ущерб творческому развитию, на выходе можно получить образованный, но ничем не отличающийся от остальных винтик систему. Хотите ли вы видеть своего ребёнка именно таким? Ответ, думаю, очевиден.
Классификация и задачи
Одна крайность – ребёнок всецело подчинён логике, которая не в состоянии дать ответы на некоторые вопросы. Другая – это когда чадо витает в облаках, абсолютно оторвавшись от дел земных. И то, и другое плохо. Задача родителя – найти оптимальный баланс, чтобы левое (логическое) и правое (творческое) полушария вашего чада подружились и между ними началось сотрудничество вместо конкуренции. Тогда возникнет эффект синергии, и эффективность дошкольного и школьного обучения возрастёт в разы. Но главное, наблюдая за фантазиями и полётом воображения своего ребёнка, постарайтесь найти в этом закономерность и предпочтения. В дальнейшем это поможет выбрать профессию или хобби, сэкономив массу времени и денег.
Специалисты выделяют три типа воображения.
- Воссоздающее воображение – составление образов из информации, полученной ранее из книг, стихов, нот, видео, чертежей, различных знаков и символов. В данном случае оперирует логика.
- Творческое – это когда ребёнок с помощью мозга генерирует совершенно новые образы, исходя из полученного ранее опыта, знаний и навыков. Развивать следует именно этот тип.
- Неуправляемое (буйная фантазия). Если вы заметили у вашего ребёнка такой тип воображения, то его следует мягко осаждать и возвращать к реальности. В противном случае могут развиться невнимательность, страхи и даже фобии.
Возрастные особенности
Считается, что все дети обладают так называемым нулевым воображением, которое заполняется по мере взросления. Так что, планируя занятия, обязательно делайте поправку на возраст. Из «нулевого цикла» воображение начинает преобразовываться в «первичную оболочку» в 2-3 года. Малыш играет с различными предметами, как используя их по назначению, так и придавая им воображаемые свойства. Кубик превращается в автобус, дом – в самолёт, машинка – в подводную лодку и т.д. Но это только отдельные фрагменты, которые ребёнок в силу своего возраста пока что не может сложить в полную мозаику.
Картина резко меняется после достижения ребёнком приблизительно трёх лет. Теперь мозаика в его воображении формируется в ключе сюжетно-ролевых, а не предметных игр. За счёт приобретённого жизненного опыта первые зачатки творчества приобретают осознанность, ребёнок воспроизводит в игровой форме всё то, что видит вокруг себя. Обычно это игры в водителя, доктора, продавца, учителя, воспитателя и т.д.
В одиночку или в команде
Все дети социализируются по-разному – то же самое касается и развития воображения. Кто-то не переносит одиночества, а кто-то сходит с ума от ужаса при обязательном посещении детского сада. Постарайтесь мягко прививать и первый, и второй способ, но не переусердствуйте. Процесс должен вызывать радость и позитивные эмоции, или, по крайней мере, не вызывать душевной боли и отторжения. Помните, что принудительное развитие воображения у детей приносит прямо противоположный результат, который отразится самых отрицательным образом на дальнейшей жизни.
Чтобы отыскать истинные крупицы детских пристрастий, придётся перебрать огромное множество вариантов. Но результат окупится с лихвой. Не останавливайтесь, постоянно расширяйте горизонты познания. В дополнение к активным играм, время, проведённое по дороге в школу, сад, поликлинику, можно эффективно использовать, беседуя о том, что происходит вокруг, обсуждая увиденное и ненавязчиво предлагая отвечать на вопросы вроде «А что было бы, если?..».
Каждое новое увлечение углубляйте до определённого уровня. Например, если заметили пристрастие к детскому конструктору, обсудите, что можно из него создать; если обнаружили интерес к сухопутной и водной флоре и фауне, объясните, какие бывают животные, рыбы и растения, чем они отличаются и т.д..
Остальные способы
Развитие воображения у детей просто преступно пускать на самотёк или полностью перекладывать на ребёнка. Он всё равно не сможет всего вообразить, хотя бы потому, что первичный источник образов основывается на пока ещё небольшом жизненном опыте. Следовательно, ему нужно помочь. Сделать это можно, используя следующие методы:
- Чтение на ночь.
Сказки на ночь, бывшие традиционными у старшего поколения, у молодых родителей часто считаются несерьёзными, и совершенно зря. Чтение перед сном сказок и историй – отличный способ развития воображения. Ребёнок расслаблен, вы тоже никуда не торопитесь, начинается сказка – и тут уже воображение вашего чада начинает работать на полных оборотах. Необязательно дочитывать до конца. Предложите ребёнку придумать конец самостоятельно или предположить, какая будет концовка. А может, вашему сыну или дочке будет интересно что-то придумать самому, совместив старину и современность. Вполне возможно, что история вашего чада про то, как Иван-царевич на мотоцикле отправляется на поиски своей суженой, в будущем соберёт в кинопрокате миллионы. Так что не ленитесь читать сказки на ночь.
- «Придумай жизнь». Подобные дедуктивные методы хорошо описаны в книгах о Шерлоке Холмсе, когда знаменитый сыщик делал краткое описание жизни людей по их одежде и внешнему виду. Похожими навыками пользуются спецслужбы всего мира. Поиграйте в подобное с малышом. Предложите ему описать жизнь увиденного прохожего, его социальное положение, подумать, какое имя ему подходит, чем он любит заниматься, есть ли у него семья, домашние животные и т.д. Этот же способ применим и с неодушевлёнными предметами. Спросите, как можно использовать камень, палку, крышку от кастрюли и т.д. Уверен, вы будете удивлены, какое применение им ещё можно найти: от игры в рыцарский турнир до метания с балкона.
- Ролевые игры.
Хотя они кажутся простыми, будьте осторожны. Далеко не все дети любят данный процесс, и если ваше чадо из таких, то лучше это пропустить. Обыгрывание обычных ситуаций может привести к самым неожиданным результатам. Например, игра по ролям «поездка в транспорте» в эпизоде «наступили на ногу» может удивить вас расширенным словарным запасом вашего сына или дочки. Причём такими словами, которые вы пытались сохранить в тайне хотя бы на некоторый срок (а малыш уже успел услышать их в детском саду). Но если ребёнок относится к этим играм спокойнее, предложите ему ответить на вопрос, что можно усовершенствовать в процессе или как эта ситуация может выглядеть через 5, 10, 20 лет.
- Невидимый (воображаемый) друг. Нет, это совсем не повод тащить вашего ребёнка к психиатру. В крайнем случае представьте, что он общается со своим ангелом-хранителем. Согласно наблюдениям детских врачей, все те, у кого был такой «друг» (и даже не один), растут более стрессоустойчивыми и коммуникабельными. Ведь этому другу можно рассказать все свои секреты, страхи и сомнения, не опасаясь, что он их разболтает неприятелям, с ним можно советоваться в принятии важных решений и т.д. Если чадо плохо переносит или вообще не переносит детский сад, а отказаться от него вы в силу различных причин пока не можете, скажите ребёнку, что вы тоже видите его друга, который присмотрит и поиграет с ним, пока вас нет рядом. Возможно, это уменьшит стресс вашего сына или дочки.
- Кукольный театр.
Достаточно трудоёмкий процесс, да и не все современные дети его любят. А обладателям буйной фантазии в отдельных случаях он вообще противопоказан. Компромисс – пальчиковые куклы и мини-сцена, на которой разыгрываются различные миниатюры, причём как из народных сказок, так и из современной жизни. Процесс аналогичен чтению детских сказок, но это уже объёмное восприятие, то есть подключаются остальные органы чувств. Кукол можно изготовить самостоятельно или приобрести в Интернете.
- Изобразительное искусство и мелкая моторика. Детский рисунок – это отражение внутреннего душевного состояния ребёнка, тот фильтр, через который проходят образы и полученная информация. Но его можно использовать и в обратную сторону. Предложите нарисовать то, что малышу хотелось бы увидеть, предложите придумать герою имя, составить сюжетную линию и т.д. Работа с пластилином, природными материалами, мозаиками, конструкторами и другими подобными вещами должна проходить в спокойной и расслабленной обстановке. Служенье муз не терпит суеты. Не гонитесь за рекордами. Предложите ребёнку изобразить всё то, что он уже видел или придумал сам. Одним из лучших и простейших наглядных примеров будет предложить ему вылепить папины ручные инструменты и прочие железки.
Не ленитесь развивать воображение своего ребёнка. Упустив нужный возраст, вам будет трудно вносить изменения потом.