Почему так необходимо контролировать развитие движений у детей в раннем возрасте? В первую очередь потому, что именно от своевременности и правильности процесса будет зависеть степень познания ребёнком окружающего мира, его способность действовать и ориентироваться в нём.
Движение в раннем возрасте является главным стимулом для развития таких важных качеств, как выносливость, смелость и решительность, играющих в жизни каждого человека важную роль.
Принято считать, что в раннем возрасте дети учатся всему «с пола». Отчасти это действительно так. От того, насколько своевременным окажется развитие крупной моторики малыша, будет зависеть развитие его мышления, речи, внимания и памяти. Особенно это важно для малышей, которые с рождения имеют какие-либо отклонения физического характера.
Ниже расписаны задачи, которые должны ставить перед собой взрослые, стимулируя развитие движений у малышей раннего возраста:
- совершенствование моторно-зрительной координации с умением ориентироваться в пространстве;
- обучение выполнению упражнений и заданий на основании примера взрослых;
- прививание интереса к занятиям и физическим упражнениям.
Всё это можно и нужно развивать в игровой форме, во время увлекательных упражнений дома и на улице.
Как проводить занятия
Физические упражнения, соответствующие возрасту ребёнка, способствуют развитию у него ловкости, подвижности, чувства ритма и терпения. Многие из упражнений родители могут придумать самостоятельно, учитывая предпочтения и особенности малышей. Некоторые примеры игр и занятий можно почерпнуть для себя из специальных пособий для развития движений у детей раннего возраста.
Как правило, для активных занятий с малышами необходимо заранее запасаться дополнительными предметами, которые помогут упростить и разнообразить процесс. Это могут быть шарики, мячи, кегли, обручи, скакалки и другие различные предметы. Чем ярче будут эти приспособления, тем больше вариантов игр с ними можно будет придумать.
Ниже рассмотрим несколько вариантов игр для детей раннего возраста, в том числе с перечисленными выше предметами. Стоит обратить внимание на то, что каждая игра должна быть продолжительностью не более 7 минут. В таком случае малыш вряд ли потеряет к ней интерес на фоне эмоциональной и физической усталости. Также желательно выполнять упражнения и играть в игры под музыкальное сопровождение. А ещё дополнительным плюсом будет присутствие взрослого, который на каждом этапе задания будет поддерживать малыша своими действиями.
Игра «Мяч и скакалка».
Скакалку раскладывают в виде лабиринта. С одной стороны от скакалки рассыпают мячи, с другой ставят пустой контейнер. Ребёнок получает задание: пройти со стороны контейнера по лабиринту, взять мячик и, вернувшись, положить его в контейнер, продолжая повторять действия до тех пор, пока все мячики не окажутся в контейнере.
«Пеньки».
Для выполнения этого упражнения нужно будет подготовить несколько пеньков разной высоты, выстроив из них своеобразную дорожку. Малышу нужно будет предложить проследовать по пенькам до конца дорожки, где его будут ждать рассыпанные игрушки или мячи. Ребёнку поручают собрать предметы по одному и, вернувшись назад (на этот раз оббегая пеньки), сложить их в подготовленную корзину.
«Тоннель».
Выстраивается тоннель из нескольких гимнастических обручей в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга (можно взять обручи разных размеров). Цель для ребёнка: проползти сквозь обручи, не задев их телом. Усложнить задание можно мячами или предметами, которые нужно будет перенести из одного конца тоннеля в другой, не уронив.
Мы привели лишь несколько простых и интересных вариантов игр, ускоряющих развитие движений у детей в раннем возрасте. Каждую из них можно дополнять, изменять и совершенствовать по мере необходимости. Главное, чтобы активные упражнения и игры доставляли малышам настоящую радость.