Речь — деликатный процесс, без которого сложно представить жизнь человека. Формирование речи начинается с первых месяцев жизни и продолжается до школьного возраста. На скорость и качество развития речи оказывает влияние целый ряд факторов:
- пол малыша;
- воспитание;
- социальная среда;
- состояние здоровья;
- психотип и пр.
Важно, чтобы родители не ждали, пока ребенок заговорит сам, а всеми доступными им способами стимулировали речь. Делать это нужно деликатно и ненавязчиво, так, чтобы не лишить малыша мотивации начать разговаривать, пополняя его активный лексикон новыми словами.
Задержка речевого развития — проблема, с которой сталкиваются дети и их родители, требующая незамедлительного решения.
Специалисты уверены, что проблема имеет прямую связь с задержками психического развития ребенка: несформировавшимся мышлением, воображением, неустойчивым вниманием.
К основным причинам задержки речевого развития у детей можно отнести:
- отсутствие речевой практики у ребенка, невнимание взрослых по отношению к нему;
- генетическое заболевание, вызывающее замедленное созревание ответственных за речь нервных клеток в головном мозге;
- тугоухость;
- травмы головы.
Тест для ребенка
Задача родителей — постоянное наблюдение за развитием детей и оценка их достижений. Анализируя поведение крохи до года и после, можно будет понять, насколько гармонично он развивается и осваивает речевые навыки. Так, например, к 8 месяцам малыши уже должны уметь произносить отдельные звуки. Протяжные «м-м-м-м» и «а-а-а-а-а» будут свидетельствовать о том, что речевое развитие идет своим чередом.
К 10-14 месяцам пассивный словарь детей должен включать в себя несколько десятков слов. Кроха должен указывать взглядом на называемый предмет, реагировать на собственное имя. Ближе к полутора годам кроха должен суметь показать на картинках изображения по просьбе взрослых.
К двум-трем годам малыши способны произносить не только отдельные слова, но и строить на их основе простые фразы и предложения. К четырем годам дети достаточно уверенно и грамотно говорят, правильно выстраивая предложения из главных и второстепенных членов.
Диагностика и лечение ЗРР
Говорить о задержке речевого развития у ребенка можно ближе к 3-4 годам, когда малыши уже должны достаточно бегло и уверенно разговаривать простыми и сложными предложениями. Перед тем как поставить диагноз, ребенку назначают комплексное обследование с участием:
- логопеда;
- психолога;
- невролога.
Поставленный и утвержденный диагноз будет означать необходимость проведения лечения, направленного на устранение проблемы и развитие речи у детей. Тип лечения будет зависеть от причины задержки речевого развития. Так, например, если она психологического характера, связана с ограничением малыша в общении, врач назначит терапию, включающую в себя занятия с логопедом и усиленное внимание родителей.
Если причиной задержки речевого развития становятся мозговые дисфункции, то ребенку чаще всего назначают лекарственные препараты. Большая часть из них способствуют улучшению кровообращения и функций головного мозга. Обзор наиболее часто используемых комплексов для детей – ниже.
Что нужно знать о препаратах для развития речи?
Чаще всего родители, чьи дети нуждаются в профессиональной помощи и стимуляции развития речи, обращаются к логопеду, который устанавливает диагноз и может назначить лечение.
Нужно понимать, что назначение лечения с использованием лекарственных препаратов — это не прерогатива логопеда! Логопед может сделать лишь предварительное заключение и направить ребенка для обследования и назначения медикаментозного лечения к неврологу. И никак по-другому. То же, насколько эффективными окажутся медикаментозные препараты, будет зависеть от сопутствующих лечению логопедических занятий.
К сожалению, сегодня медики продолжают практиковать назначение стандартных схем для неговорящих детей, независимо от их особенностей и причин задержки речевого развития. Естественно, что эффект от такого «лечения» далек от ожидаемого родителями.
Что касается нейротропных препаратов, то они для детей вовсе не опасны, как некоторым кажется. В сочетании с логопедическими упражнениями в большинстве случаев они действительно «разговорят» молчуна.Но для того, чтобы не рисковать здоровьем малыша, нужно кое-что знать, а именно – какие препараты действительно ему необходимы и какой эффект они имеют.
Обзор препаратов для развития речи
В современной медицине чаще всего применяются следующие нейротропные препараты:
- Пирацетам;
- Энцефабол;
- Пантогам;
- Аминалон;
- Энцефабол;
- Глиатилин;
- Мемантин;
- Глицин;
- Семакс;
- Актовегин;
- Инстенон;
- Винпоцетин и пр.
Дополнительно детям для стимуляции развития речи могут назначаться витаминные комплексы, тонизирующие средства и антиоксиданты. В курсе лечения детям обязательно прописывают пропить витамины группы В.
Если ЦНС ребенка отличается повышенной возбудимостью, ему назначают препараты деликатного воздействия, например «Глицин», «Церебрум» или «Пантогам». Если электроэнцефалография не провоцирует эпилептиформную активность у малыша, ему назначают курс препарата из категории ноотропов.
Так или иначе, нужно помнить о том, что назначать медикаментозное лечение может только врач-невролог, так же как и корректировать его или отменять.Чтобы лекарственная терапия действительно давала позитивную динамику, она должна проходить параллельно с развивающими речь занятиями.