Состояние здоровья ребенка поможет определить анализ анатомо-физиологических особенностей, характерных для детей дошкольного возраста.
- Как изменяются рост и масса тела
- Развитие костной системы
- Формирование эндокринной и нервной систем у дошкольников
- Как развивается мышечная система?
- Как развивается зрение у дошкольников?
- Особенности развития слуха у дошкольников
- Как развивается система пищеварения?
- Развитие системы мочеотделения и мочеобразования
- Развитие системы крови
- Иммунная и дыхательная системы: особенности развития
Как изменяются рост и масса тела

Наиболее интенсивно детки растут в первые три года жизни, а затем интенсивность роста снижается. Определить, насколько рост ребенка до 4 лет отвечает норме, можно с помощью расчетов по формуле: 100 см — 8*(4-n), где n — это возраст ребенка в годах (то же самое и в следующих формулах). Понятно, что формула даёт только ориентировочный результат.
Масса тела у детей дошкольного возраста может увеличиваться неравномерно: примерно от 1 до 1,3 кг в год. Рассчитать показатели массы тела также можно по формуле: 10,5 кг + 2n.
Также можно также рассчитать и окружность головы детей дошкольного возраста:50 см — 1n. Формула подходит для определения показателей деток младше пяти лет. После пяти формула будет такая: 50 см + 0,6n
Окружность грудной клетки определяют по формуле: 63 см — 1,5(10 – n). Ниже в таблице указаны примерные показатели окружностей головы и грудной клетки, массы и роста для деток дошкольного возраста.
Возраст | Масса, кг | Рост, см | Окружность головы, см | Окружность грудной клетки, см |
3 года | 16,5 | 92 | 48 | 52,5 |
4 года | 18,5 | 106 | 49 | 54 |
5-6 лет | 20,5 | 112 | 50,6 | 55,5 |
Развитие костной системы

Анализируя анатомо-физиологические особенности деток дошкольного возраста, стоит обратить внимание на состояние молочных зубов. Примерно к шести годам происходит интенсивное выпадение молочных зубов, освобождается место для коренных зубов. Первые коренные зубы появляются у детей к шести годам. Опять же, для того чтобы понять, насколько соответствует норме количество имеющихся зубов в том или ином возрасте, можно использовать формулу: х = 4n — 20, где х — это число имеющихся зубов, а n — количество лет.
В скелете дошкольника преобладают хрящевые ткани, что обусловлено бурным ростом. В этом возрасте кости пока не приспособлены для интенсивных нагрузок, способны изменять форму. Что считается нагрузками? Для дошкольников это продолжительный бег или ходьба, ношение тяжестей. Кроме того, маленькие дети не способны долго находиться без движения в одной позе.
Несоразмерные для ребенка нагрузки могут стать причиной нарушения развития позвоночника и ухудшения осанки. Чтобы скелет правильно формировался, следует подобрать для ребенка правильную мебель. Стол и стул, за которыми он проводит много времени, по высоте должны соответствовать росту малыша.
Формирование эндокринной и нервной систем у дошкольников

В дошкольном возрасте изменяются не только анатомо-физиологические особенности деток, но и поведение. Отчасти причина смены поведения заключается в активном развитии щитовидной железы, надпочечников и гипофиз. Половые железы уже в этом возрасте начинают готовиться к созреванию.
Основы интеллекта у деток дошкольного возраста закладываются одновременно с развитием нервной системы. Малыши с удовольствием учат стихи и сказки, рассказывают стихи на память, рисуют, фантазируют. В этот период стоит заниматься с ребенком, направляя его творческий потенциал в нужное русло.
Важно не пропустить момент, когда дети начнут задумываться о нормах морали, интересуясь у родителей ответами на вопросы о том, что делать хорошо, что плохо, а главное — почему. Важно понимать, что для ребенка в этом возрасте взрослые являются примером.
Как развивается мышечная система?
У детей дошкольного возраста мышечная система на порядок слабее взрослой. У деток мускулатура составляет пятую часть от общей массы тела, тогда как у взрослого это половина массы тела.
Детские мышцы волокнисты по структуре и в период роста малыша не только удлиняются, но и расширяются в толщину. Фасции, связки и сухожилия слабо развиты, как и брюшной пресс, который нельзя перегружать, иначе может появиться пупочная грыжа.
Особенно это актуально для мальчиков дошкольного возраста, у которых слабым местом является паховое мышечное кольцо, слабое развитие которого при излишних нагрузках может стать причиной образования паховой грыжи.физиология ребенка
До 6 лет у детей слабо развиты мышцы кисти, а пальцы не обладают достаточной координацией. В нижней части тела мышцы развиваются более интенсивно, что, естественно, имеет прямое отношение к постоянной двигательной активности детей в этом возрасте.
Ближе к пяти годам процентное число мышечной массы увеличивается, мышцы становятся сильнее и выносливее. Работая над укреплением детского мышечного аппарата, нужно помнить о том, что большего эффекта получится достичь, правильно распределяя нагрузки с попеременным утомлением и расслаблением мышц.
В дошкольном возрасте дети не в состоянии адекватно оценивать собственные анатомо-физиологические особенности, поэтому могут принять резкое увеличение мышечной массы за сигнал к увеличению нагрузок.
В задачу взрослых входит ограничение неадекватных физических нагрузок, которые могут стать причиной задержки роста костей в длину.Дошкольники должны работать только над теми физическими упражнениями, которые позволят равномерно распределить нагрузку на все группы мышц.
Как развивается зрение у дошкольников?

У деток в дошкольном возрасте небольшое глазное яблоко и ограниченная преломляющая сила глаза. У отдельных дошкольников специфические анатомо-физиологические особенности становятся основной причиной развития дальнозоркости и отсутствия возможности фокусировать взгляд на близко расположенных предметах.физиология ребенка
Как только ребенку исполняется 4 года, зрение его становится более острым, и глаза уже практически готовы к ежедневным урокам чтения. Ближе к 5 годам дети уже могут соединять буквы в отдельные слоги, при условии работы с крупным шрифтом. А в 6 лет спокойно справляются с более мелкими буквами.
Цветовое зрение у детей развивается после трех лет и продолжает совершенствоваться по мере взросления. Со временем малыши спокойно различают цвета и оттенки. К 6-7 годам процесс зрительного развития в основном завершается и малыши уже обладают адекватным пространственным зрением. Кстати, следует помнить о том, что в дошкольном периоде глаза детей особенно чувствительны к проявлениям внешней среды.
Особенности развития слуха у дошкольников
Если анатомо-физиологические характеристики деток дошкольного возраста и отличаются от взрослых, то только не в отношении слуха. Малыши слышат так же хорошо, как и взрослые. Чтобы сохранить слух ребенка в отличном состоянии, необходимо следить за тем, чтобы он рос в комфортной обстановке, без излишнего шума. Важно помнить, что анатомические особенности строения уха могут привести к заболеваниям, которые понизят уровень слуха.
Как развивается система пищеварения?
За размельчение пищи отвечает зубочелюстная система, активно развивающаяся у детей в дошкольном возрасте – особенно вследствие замены молочных зубов коренными. Взрослые обязаны следить за тем, чтобы ребенок тщательно пережевывал пищу, так как от этого будет зависеть формирование у него прикуса.физиология ребенка

Строение пищеварительной системы позволяет добиться тщательного переваривания пищи только при условии достаточной секреции слюны и соков. К сожалению, у детей до 6 лет пищеварительные соки недостаточно ферментативно активные, а увеличенная всасываемость стенок желудка и активно развивающаяся нервная система приводят к появлению заболеваний ЖКТ у ребенка.
Ближе к 5 годам желудок становится тяжелее в 6 раз, а вместительность его увеличивается до 600 мл. Клетки эпителия слизистой оболочки желудка обновляются в период от 12 до 24 часов. К шести годам у детей имеется около 10 млн желудочных желез.
Развитие системы мочеотделения и мочеобразования
Анатомо-физиологические особенности строения почек 5-летнего ребенка мало чем отличаются от строения почек взрослого человека. Они становится в пять раз тяжелее, длина мочеиспускательного канала увеличивается: у мальчиков он будет равен 6 см, у девочек — 2 см. Больше становится и емкость мочевого пузыря, достигая к 6 годам 200 мл. Чтобы понять, насколько соответствует норме количество выделяемой мочи, можно использовать формулу: 100*(n +5), где n — возраст малыша. В таблице ниже примерные показатели суточной нормы мочи для детей от 3 до 5 лет.
Возраст | Кол-во мочи, мл |
Трехлетний ребенок | 800 |
Четырехлетний ребенок | 900 |
Пятилетний ребенок | 1000 |
Шестилетний ребенок | 1100 |
Число суточной мочи увеличивается при низкой температуре воздуха и уменьшается в жаркое время года.
Развитие системы крови
У дошкольников число эритроцитов находится в пределах от 4,5 до 5,0, а гемоглобин — до 120 г/л. Каждый год изменяется соотношение лимфоцитов и нейтрофилов. К 4-5 годам соотношение становится практически равным, а после 5 лет нейтрофилов становится больше.
По мере взросления ребенка число лейкоцитов у него уменьшается.
Иммунная и дыхательная системы: особенности развития

Анатомо-физиологические особенности строения дыхательной системы детей дошкольного возраста способствуют постоянному увеличению объема легких вместе с совершенствованием органов дыхания. Ребенок уже не так часто дышит, объем легких увеличивается, но он по-прежнему меньше, чем у взрослого человека. Дыхание у дошкольников глубокое, поэтому кровь активно насыщается кислородом. Опасность нарушения дыхания снижается.физиология ребенка
К 4 годам миндалины детей отлично развиты и могут быстро увеличиваться. Именно они являются основной причиной частых ангин, так как являются «бактериесборником» и постоянно накапливают инфекции. Кроме того, дошкольники нередко сталкиваются с аденоидами и сложностями дыхания через нос, из-за чего может нарушиться прикус.
А вот анатомо-физиологические особенности иммунной системы дошкольников позволяют говорить о том, что дети становятся более устойчивыми к заболеваниям инфекционного характера. Чем старше становится ребенок, чем более зрелой является его иммунная система.
У детей в возрасте от трех до шести лет активный обмен веществ, пища хорошо и быстро усваивается, что способствует росту и развитию. На этом этапе крайне важно обеспечить дошкольникам сбалансированное питание. Ближе к 6 годам дети будут физически и психологически готовы к поступлению в первый класс.