Развивающие занятия для детей в дошкольном возрасте с целью полноценной их подготовки к школе в наше время более чем актуальны. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок показывал высокий уровень мышления, был внимательным, имел отличное воображение и, конечно, правильно и связно говорил – словом, был интеллектуально развит.
Огромное влияние на уровень развития интеллектуальных способностей оказывает мелкая моторика, правильно сформированная в возрасте 3-4 лет и совершенствуемая в среднем и старшем дошкольном возрасте.
- Что такое моторика и на что она влияет?
- «Веселые ручонки»
- Игра со шнурками
- Пальчиковые художества
- «Рваное творчество»
- Украшаем елку: новогоднее занятие
- Оригами для малышей
- Подарки на праздники
- «Кто где живет?»
- «Создаем облака»
- «Запутанные дорожки»
- Лепка из пластилина
- «Не намочим ножки!»
- «Лес на бумаге»
- Эффективная методика развития мелкой моторики
- Заключение
Что такое моторика и на что она влияет?
Руки, вернее, те движения, в которых они принимают участие, важны на каждом этапе жизни ребенка. Почему же так важно развивать мелкую моторику пальцев именно в возрасте 3-4 лет? Дело в том, что в этот период (до 9 лет) кора больших полушарий лишь формируется, и правильное развитие малыша поможет улучшить следующие его важные качества:
Мелкая моторика рук влияет на развитие высших психических функций ребенка. Развитие способности точно управлять руками и пальцами поможет детям в дальнейшем правильно и быстро обслуживать себя, рисовать, чертить, писать и совершать еще целый ряд действий, без которых сложно представить жизнь современного человека.
Когда говорят, что мышление ребенка расположено на кончиках его пальцев, совсем не преувеличивают. Многочисленные исследования доказали связь моторики с мышлением, но в случаях с детьми 3-4 лет руки — это еще и их «глаза».Ведь малыши в этом возрасте мыслят эмоциями, чувствами. Чем более они развиты, тем ярче представления малыша об окружающем мире и тем проще ему будет найти в нем свое место.
Рассмотрим интересные и полезные игры для малышей 3-4 лет, с помощью которых можно будет развивать мелкую моторику рук.
«Веселые ручонки»
Играя в эту игру, малыш сможет улучшить чувствительность пальчиков и стимулировать развитие мелкой моторики.
Правила игры очень простые. Вам нужно будет познакомить кроху с каждым из его пальчиков, придумывая ему имя. Обыграйте знакомство: пусть каждый пальчик поздоровается с другим, касаясь подушечками друг друга, после чего попрощается. Попросите кроху сложить ладошки и потереть подушечками пальцев, после чего можно попробовать покрутить карандаш двумя пальцами и между ладошками.
Также можно предложить крохе поиграть с крышками на бутылках. Пусть откручивает и закручивает их снова, меняя местами, сортируя по цвету. Как вариант развлечения для шаловливых ручонок можно предложить крохи поиграть фасолью или горохом. Пусть складывает их в разные емкости, сортирует, просто перебирает в пальчиках или постарается найти предварительно спрятанные в куче гороха или фасоли мелкие игрушки (те же крышки от бутылок, прищепки и пр.).
Если ручки ребенка все еще не наигрались, можно предложить ему потрогать шершавую поверхность наждачной бумаги, полопать воздушные пузыри упаковочной пленки (любимое занятие даже для взрослых) или покатать мелкие шарики по ровной поверхности — такие простые действия также помогут развитию моторики у малышей 3-4 лет.
Игра со шнурками
Просто отличная игра как для развития моторики, так и для обучения крохи завязыванию шнурков. Только представьте себе, как будет гордиться малыш, когда в детском саду сможет продемонстрировать свои умения воспитателю и другим деткам с любимыми словами детей этого возраста: «Я сам!».
Уметь завязывать шнурки в 3-4 года умеют далеко не все малыши, поэтому те, кто научится этому непростому, но интересному делу, будут чувствовать себя настоящими героями.
Как научить детей 3-4 лет управляться со шнурками? Самый простой и доступный способ — поупражняться на старых ботиночках, причем, чтобы крохе было интереснее, можно надеть их на ноги или лапы его любимой игрушки.
Также в процесс смогут внести разнообразие специальные игрушки-шнуровки в виде машины, поезда, тех же ботинок, бабочек, собак и прочих героев сказок и мультфильмов, элементы которых скреплены с помощью шнурков. Играя с ними, малыш сможет научиться не только завязывать шнурки, но и правильно шнуровать детали.
Пальчиковые художества
Развитие творческого воображения и моторики пальцев у детей 3-4 лет ускорят пальчиковые краски. Малыши очень любят рисовать не кисточками, а руками – так почему бы не дать им такую возможность, когда для этого есть даже специальные краски!
Покажите малышу, какие интересные рисунки можно делать с помощью пальчиков и целых ладошек на обычном ватмане, поиграйте с ним в веселую игру: кто оставит больше отпечатков. Следите за тем, чтобы кроха играл весело и в то же время не баловался, а действительно выполнял задание.
Самые удачные «шедевры» совместного творчества не забудьте подарить родственникам или развесить в красивых рамках в комнате малыша!
«Рваное творчество»
Еще один вариант для маленьких создателей прекрасного — рваные картинки. Это занятие оценит каждый ребенок в возрасте 3-4 лет, ведь рвать цветную бумагу на кусочки – это так весело и необычно! В процессе игры малыши, помимо моторики, смогут ускорить развитие творческого воображения, научатся воспринимать картинку целостно.
Итак, для игры вам понадобится цветная бумага, а также старые газеты и журналы. Играть очень просто. Сначала вместе с малышом порвите несколько страниц журнала и листов цветной бумаги на мелкие кусочки. Затем нарисуйте на картоне контур какого-либо предмета или сказочного героя и предложите малышу «закрасить» его с помощью кусочков приготовленной бумаги, используя клей-карандаш. Получится очень необычно, стильно и красиво. Готовый шедевр не забудьте также повесить на стену в комнате.
Кстати, еще один вариант использования старых газет и журналов — это «палка-шуршалка». Предложите малышу порвать страницы ненужных изданий на определенной толщины длинные полоски, после чего наклейте их на палку. И вот палка-шуршалка — предмет гордости детей 3-4 лет – готова, можно идти с ней на улицу и удивлять прохожих!
Украшаем елку: новогоднее занятие
Эта игра для детей 3-4 лет станет особенно актуальной в преддверии новогодних праздников. Вместо того чтобы в очередной раз украшать елку, как обычно, стеклянными и пластиковыми игрушками, пофантазируйте и вместе с малышом сделайте для нее украшения своими руками. Например, это могут быть забавные яркие флажки, которые легко сделать, свернув лист цветной бумаги пополам и закрепив на прочной нити в ветвях дерева.
Отличная идея — это бусы, которые делал каждый из взрослых на уроках труда в своем детстве. Речь идет о колечках из цветной бумаги, которые продеваются друг в друга и склеиваются. Такими бусами можно украшать не только елку, но и всю квартиру. В процессе создания бус малыш не только поработает над моторики рук, но и сможет развить в себе такие важные качества, как усидчивость и терпение.
Кстати, дополнительное задание, когда праздники закончатся, — дружный сбор конфетти с пола. Отличный способ тренировки мелкой моторики рук у детей!
Оригами для малышей
Дети просто обожают играть необычными игрушками, особенно если сделаны они были их руками. Приобщите малыша к японскому творчеству и научите его делать самые простые образцы оригами. Для этого вам понадобятся:
Попробуйте вместе с малышом сложить лодочку, лягушку, трубочку, используя технику оригами, затем украсьте готовые поделки, разрисовав их фломастерами или красками, и обязательно поиграйте с новыми игрушками, придумывая им роли.
Из бумаги можно делать самые разные вещи и поделки, особенно когда за окном плохая погода и ребенку совсем нечем заняться дома.
Подарки на праздники
Известно, что самые дорогие подарки для взрослых — те, что сделали для них дети своими руками. Скоро 8 марта или день рождения у бабушки? Предложите крохе 3-4 лет сделать для виновницы торжества подарок своими руками.
Например, вместе поработайте над созданием изящного и эксклюзивного веера, который очень просто будет сложить из двухсторонней цветной бумаги. Чтобы веер стал особенным, вместе с малышом декорируйте его аппликацией или даже бисером, приклейте скотчем петлю для руки – и подарок готов!
Как вариант, также можно предложить малышу сделать для именинницы красивое украшение из бусин и плотной лески. Подсказывайте крохе, в каком порядке лучше нанизывать бусины, а все остальное пусть он попробует сделать сам.
«Кто где живет?»
Интересная и забавная игра для самых маленьких, стимулирующая развитие мелкой моторики рук. Дети в 3-4 года интересуются животными, искренне волнуются, чтобы у каждого из них был свой домик. Обыграйте эту заинтересованность.
Нарисуйте на бумаге знакомых малышу животных и их домики. Предложите крохе следующий сценарий игры: кошка хочет съесть мышку. Что нужно сделать, чтобы спасти мышку? Заштриховать ее домик так, чтобы кошка ее не заметила. Таким же образом можно спасать зайца от лисы, олененка от волка и так далее. Будет здорово, если малыш проявит старание и терпение и заштрихует домики ровными, распложенными на одном расстоянии друг от друга штрихами.
Со временем в игру можно будет вносить изменения, предлагая крохе заштриховать самые разные рисунки, используя цветные карандаши.
«Создаем облака»
В процессе этой игры можно будет научить детей правильно штриховать на бумаге, контролируя нажим на карандаш. Вам понадобится следующий инвентарь: два изображенных на бумаге самолета или птицы, вокруг которых будет два облака: темное и светлое.
Темное облако — сильный нажим карандаша, светлое — легкий. Расскажите малышу, почему облака бывают темные и светлые, покажите, что за темным облаком самолета или птицы почти не видно, а светлое его практически не скрывает.
Закрепляя навыки контроля нажима карандаша во время штрихования, можно предложить малышу нарисовать волны на озере или море, мелкий дождик и ливень. Когда рисунки будут готовы, так же как и в случае с поделками из бумаги, обыграйте их в импровизированной сценке, давая малышу возможность сыграть свою роль.
«Запутанные дорожки»
Очень простая и в то же время интересная игра. Суть ее заключается в следующем: на листе бумаги взрослый рисует животных и подходящие для них домики, после чего запутывает дорожки к ним и предлагает малышу распутать «клубок» – привести каждого героя к своему домику.
В игру можно вносить разнообразие, меняя ее героев. Так, например, мальчику 3-4 лет будет интересно по извилистой дорожке довести до своего гаража машину, а девочкам — подобрать подходящее для каждой принцессы платье на бал.
Сначала малыш может проводить по дорожкам карандашом в поисках правильного пути, но лучше, чтобы он делал это пальчиком.
Лепка из пластилина
Речь идет о поделках из пластилина, фантазировать на тему которых можно бесконечно. Выбирайте для малыша самый яркий и мягкий пластилин, с которым ему будет легко и интересно работать. Для самых маленьких деток, которым только исполнилось 3 года, можно делать небольшие заготовки из пластилина — отдельные части поделки, которые он будет слеплять или наклеивать на картон (доску).
Деткам постарше можно предложить лепить фигурки самостоятельно, разбивая процесс на несколько этапов и показывая образец. Пластилиновые поделки могут быть самыми разными, начиная от простых колобков и бубликов и заканчивая оригинальными вазами, декорированными:
- гречкой;
- пшеном;
- фасолью;
- ракушками;
- пуговицами и пр.
Кстати, такие вазы делать совсем несложно. Достаточно будет облепить «каркас» (банку, бутылку или стакан) пластилином, после чего украсить его подходящим декором. Естественно, что лепить можно не только из пластилина, но и из глины или соленого теста. Прелесть поделок из этих материалов заключается в том, что их можно обжечь в духовке, раскрасить, покрыть лаком и сохранить на память.
«Не намочим ножки!»
Очень забавная и необычная игра, позволяющая развивать координацию движений. Необходимо нарисовать кружки, которые будут расположены максимально близко друг к другу, по извилистой кривой. Предложите ребенку «прыгать по кочкам» карандашом или пальчиком, представляя, что он переходит через речку или болото. Нужно будет «перепрыгивать с кочки на кочку» быстро и ловко, не попадая в промежутки, чтобы не «промочить ноги».
На эту тему можно фантазировать, предлагая малышу таким образом перевести на другой берег реки зайца, щенка, котенка, время от времени внося изменения в маршрут, дорисовывая «кочки».
«Лес на бумаге»
Играя в «лес на бумаге» с малышом 3-4 лет, можно будет улучшить его творческое воображение, поработать над развитием точности движений. Для игры понадобятся цветные карандаши, ватман и набор фигурок животных и птиц.
Начинается игра с устройства леса. На ватман клеятся заготовки деревьев, кустов, готового леса (можно просто нарисовать), трава, цветы, грибы. Когда лес будет готов, можно будет предложить малышу по заранее нарисованными тропинкам провести животных к своим домикам. Такой «лес» — огромное поле для фантазии. Обыгрывать его можно как угодно, придумывая разные сценки, диалоги между животными, погони и игры.
Играть в бумажный лес можно несколько дней подряд, а когда занятие надоест малышу, обновить ватман новыми деталями, дорисовав, например, ранее отрепетированные заштрихованные темные облака, из которых вот-вот пойдет дождь, от которого зверям нужно спрятаться под деревьями или в норках, и так далее. Придумывайте разные истории про ваш волшебный лес и обыгрывайте их вместе с малышом.
Эффективная методика развития мелкой моторики
Если самостоятельно развивать мелкую моторику у ребенка нет времени либо не удается найти контакт с ребенком, увлечь его играми и упражнениями, то можно обратиться к специалистам. Многие из них работают по следующей методике, которая состоит из нескольких этапов:
- установка эмоционального контакта;
- массаж рук;
- массаж лица;
- артикуляционная гимнастика;
- игры и упражнения.
Подробнее о каждом из этапов.
На первом этапе педагог пытается вызвать позитивный эмоциональный настрой у ребенка, таким образом подготавливая его к работе. Малышу предлагают погладить себя по голове со словами похвалы в свой адрес. Тактильные движения такого рода также активизируют внимание детей.
На втором этапе проводится подготовительный массаж рук, в процессе которого ладошки ребенка растирают, постепенно увеличивая усилия, используя сначала руки, а затем карандаш.
На третьем этапе малышу массажируют легкими движениями части лица: ушки, лоб, носик, щеки.
Артикуляционная гимнастика — это следующий, четвертый этап, на котором можно будет поработать над формированием правильного произношения. Ребенку нужно будет предложить поработать язычком, чтобы «испечь пирог». Сначала малыш должен будет представить, что он насыпает муку язычком, потом ее размешивает, после чего раскатывает готовое тесто (прикусывает язык), готовит пирожки (касается языком щек) и ест (круговые движения губами).
На последнем этапе специалист играет с малышом в игры и занимается упражнениями, позволяющими улучшить мелкую моторику.
Очень важно, чтобы в процессе работы с малышом все действия осуществлялись именно в такой последовательности. Заниматься с крохой 3-4 лет нужно в течение 10-12 минут каждый день перед обедом.
Заключение
Выполняя всевозможные движения пальчиками, малыши 3-4 лет активно развивают мелкую моторику рук, что впоследствии положительным образом сказывается на их речи и успеваемости в школе. Усложнять игры и упражнения для ребенка нужно постепенно, по мере того как его моторные навыки будут совершенствоваться, в противном же случае кроха быстро потеряет интерес к процессу.
Главный секрет эффективности занятий, направленных на улучшение мелкой моторики у детей, — это индивидуально разработанная программа для каждого малыша, с учетом не только его возраста, но и особенностей характера, состояния здоровья.
Очень важно, чтобы в процессе работы атмосфера была доброжелательная и эмоционально-насыщенная, располагающая малышей к совместному творчеству со взрослыми. Ребенок должен чувствовать желание играть, творить, изобретать, подражая взрослому.
Малыши, с которыми с 3-4 лет занимались развитием мелкой моторики пальцев, к старшему дошкольному возрасту демонстрируют отличные показатели ловкости, внимания, точности движений. Они терпеливы, усидчивы, умеют фантазировать и не боятся проявлять себя в творчестве.