На психомоторное развитие малышей до трех лет оказывают влияние многочисленные факторы:
Процесс развития напрямую связан с созреванием мозга малышей, с укреплением их связи с окружающим миром. В каждом отдельном случае психомоторное развитие в раннем возрасте протекает по индивидуальному графику, поэтому оценивать его также нужно только в индивидуальном порядке, по результатам динамических наблюдений.
Задержки психомоторного развития могут быть несущественными, а могут быть более чем заметными, касаться одной или нескольких функций, проявляться с неврологическими нарушениями и без них.
Оценивать уровень развития детей раннего возраста в этом направлении могут только специалисты и только на основании проведенных обследований.
Между тем, чтобы не упустить момент, когда нужно будет проконсультироваться с доктором, родители должны понимать, что собой представляет психомоторное развитие детей раннего возраста на каждом этапе и какие условия для нормального протекания процесса они должны обеспечить.
Особенно аккуратными нужно быть, оценивая уровень психомоторного развития у детей, появившихся на свет раньше срока или с сильным недобором массы. В этом случае нужно равняться не на общие нормы и показатели, а обращать внимание на соответствие параметров развития малыша степени его недоношенности. Заметный прогресс в этом направлении — это уже прогностический признак.
Оценивать психомоторное развитие ребят раннего возраста нужно только в дифференцированном порядке, с обязательным учетом речи, познавательных функций, тонкой моторики, восприятия и зрительной координации.
Этапы социально-эмоционального развития
Обязательной оценке подвергается социально-эмоциональная сфера психики малышей. В раннем возрасте социально-эмоциональная сфера развивается под сильным влиянием окружающего мира и взрослых, которые создают условия для развития ребенка. Социально-эмоциональное развитие протекает в три основных этапа.
- На первом этапе, до 5 месяцев, отмечается развитие недифференцированных привязанностей к взрослым, которые чаще всего находятся возле ребенка. Он радуется их обществу, улыбается, реагирует на обращение, ищет возможности тактильного контакта.
- На втором этапе, до года, отмечается развитие привязанностей специфического характера, когда ребенок выделяет кого-то одного из взрослых, не желая с ним расставаться ни на минуту. К концу первого года дети не просто с удовольствием общаются с «фаворитом», но и отказываются от общения с другими людьми, испытывая страх и недоверие к незнакомцам.
- На третьем этапе у малышей раннего возраста развиваются многочисленные привязанности. Как правило, в этот период ребенок доверяет и с удовольствием общается не только с мамой или папой, но и с бабушками, дедушками и другими родственниками.
Ниже рассмотрим, что собой представляет психомоторное развитие детей раннего возраста на каждом этапе этого периода, начиная с рождения.
Навыки крохи с первого дня жизни до 6 месяцев
С первых месяцев жизни психомоторное развитие ребенка проявляется улыбкой и желанием общаться – это также называют «синдромом оживления», возникающим в ответ на общение со взрослыми.
Дети до трех месяцев уже пробуют осваивать начальные речевые навыки, произносят короткие слоги, гулят, выражают интонациями настроение. Нормально развивающиеся малыши к концу этого периода уже достаточно уверенно держат голову как в вертикальном положении, так и в положении на животе, поворачиваются на бок, смотрят на лица, склоненные над ними, и игрушки, следят за движущимися предметами, поворачивают голову на источник звука.
С четырех месяцев психомоторное развитие малыша проявляется следующими достижениями:
- кроха поворачивается на живот из положения на спине и обратно;
- упирается ладонями на прямых руках в поверхность опоры, лежа на животе;
- упирается ногами в поверхность при удерживании под мышки;
- при поддерживании за туловище пружинит ногами на опоре;
- ищет источник звука;
- интересуется игрушками и тянется к ним руками;
- перекладывает игрушки в разные руки;
- гулит долго и нараспев;
- смеется в ответ на дружелюбное обращение к нему;
- узнает близких и проявляет активность при их приближении.
Ближе к концу 6 месяцев многие дети начинают осваивать навыки сидения – это значительно упрощает им задачу по поиску и «добыче» игрушек, чем они с удовольствием и занимаются в часы бодрствования.
В этот период лучшие способы ускорить психомоторное развитие детей — постоянное общение, массаж тела и конечностей, совместные «прогулки» с крохой на руках, способствующие укреплению эмоциональной связи с родителями.
Навыки малыша с 7 до 9 месяцев
Психомоторное развитие ребенка в этот период могут охарактеризовать следующие навыки:
- ребенок садится, если его потянуть за руки;
- сидит без поддержки, тянется за игрушками, раскачивается, пробует ползать;
- стоит, удерживаясь за опору, пробует переступать вдоль нее;
- достает игрушки, изменяя положение тела;
- использует пинцетный захват для игр с мелкими предметами;
- складывает пирамидку;
- стучит, бросает игрушки, наблюдает за эффектом падения;
- ест с ложки и пьет из чашки;
- опасается незнакомых, доверяет близким;
- рассматривает новых людей до того, как наладить контакт;
- лепечет, окрашивая лепет интонациями;
- машет головой в знак отрицания и кивает, соглашаясь;
- отзывается на имя;
- специально бросает игрушки и наблюдает за тем, как взрослые их поднимают.
В этот период малыши учатся самостоятельно себя развлекать с помощью игрушек, не всегда нуждаясь в обществе взрослых.
Основные навыки малыша с 10 до 18 месяцев
С 10 месяцев и до 1,5 лет малыш успеет освоить еще целый набор полезных навыков, упрощающих жизнь ему и родителям:
- кроха научится ползать и ходить;
- изучит назначение большинства знакомых ему предметов;
- научится не только раскидывать, но и собирать игрушки;
- будет уверенно пить из чашки и есть ложкой самостоятельно;
- сможет выполнять простые просьбы;
- с удовольствием будет слушать, когда ему читают или поют песни;
- просто сможет налаживать контакт с новыми людьми;
- будет копировать манеру поведения взрослых;
- с удовольствием будет играть с другими детьми, проявляя положительные эмоции;
- сможет показать свою любовь родителям, будет искренне радоваться похвале;
- научится танцевать и петь;
- сможет голосом и интонациями объяснить основные желания;
- научится понимать запреты;
- сможет различать формы и основные цвета предметов, ориентироваться в их размерах;
- будет пытаться использовать в речи простые слова и пр.
Родителям малышей в этот период стоит обратить внимание на задержки в росте и наборе массы, сильно бросающиеся в глаза, а также на нежелание крохи общаться даже с близкими людьми, на резкие или слабые реакции при внешних изменениях окружающего мира, на неспособность использовать указательный жест, равнодушное отношение к чужим без специального их выделения.
Все эти моменты могут указывать на то, что психомоторное развитие протекает с нарушениями. Диагностика в раннем возрасте и своевременная коррекционная работа с ребенком сможет помочь решить проблему задержки психомоторного развития в большинстве случаев.
Как развивается кроха с 1,5 до 2,5 лет?
Начиная с полутора лет, малыш порадует родителей новыми достижениями. Он научится:
- прыгать, бегать, преодолевать простые препятствия;
- частично самостоятельно раздеваться и одеваться;
- понимать смысл сказок и рассказов с картинками;
- давать ответы на простые вопросы;
- строить башни из кубиков;
- говорить простыми предложениями.
Ближе к двум годам малыш сможет:
- уверенно и
аккуратно есть ложкой;
- преодолевать препятствия высотой до 20 см;
- использовать местоимения и задавать вопросы;
- различать понятия прошедшего, настоящего и будущего времени;
- называть основные формы предметов, перечислять цвета;
- конструировать и давать названия своим «творениям» и пр.
Кроме того, в этом возрасте дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры, таким образом познавая окружающий мир, изучая поведение и взаимоотношения взрослых.
Родителям в этом возрасте стоит обратить внимание, если ребенок ходит на носках неуверенно и покачиваясь, не проявляет живого интереса к окружающей действительности, любит одиночество, не играет игрушками, не пытается копировать действия взрослых, не знает своего имени, проявляет бурную реакцию в ответ на запрет. Все эти факторы являются основанием для того, чтобы проконсультироваться с педиатром, который сможет проанализировать психомоторное развитие малыша и дать рекомендации.
Навыки детей с 2,5 до 3 лет
В заключительной стадии раннего возраста малыши умеют:
- преодолевать препятствия до 30 см высотой;
- одеваться и раздеваться без помощи;
- пользоваться салфетками и носовым платком;
- использовать предметы-заместители в играх;
- рисовать и лепить и т.д.
Родителям, отслеживающим психомоторное развитие детей в раннем возрасте, нужно обратить внимание на серьезные отклонения от общих норм роста и веса, неспособность малыша преодолевать препятствия и постоянные падения, отсутствие интереса к играм, сложности в речевом отношении и проблемы с самообладанием, а также непонимание и нежелание выполнять простые просьбы.