Уровень психомоторного развития у детей раннего возраста

На психомоторное развитие малышей до трех лет оказывают влияние многочисленные факторы:

  • наследственность;психомоторное развитие детей раннего возраста
  • пол;
  • социальные условия;
  • режим питания и прогулок;
  • состояние здоровья и пр.

Процесс развития напрямую связан с созреванием мозга малышей, с укреплением их связи с окружающим миром. В каждом отдельном случае психомоторное развитие в раннем возрасте протекает по индивидуальному графику, поэтому оценивать его также нужно только в индивидуальном порядке, по результатам динамических наблюдений.

Задержки психомоторного развития могут быть несущественными, а могут быть более чем заметными, касаться одной или нескольких функций, проявляться с неврологическими нарушениями и без них.

Оценивать уровень развития детей раннего возраста в этом направлении могут только специалисты и только на основании проведенных обследований.

Между тем, чтобы не упустить момент, когда нужно будет проконсультироваться с доктором, родители должны понимать, что собой представляет психомоторное развитие детей раннего возраста на каждом этапе и какие условия для нормального протекания процесса они должны обеспечить.

Особенно аккуратными нужно быть, оценивая уровень психомоторного развития у детей, появившихся на свет раньше срока или с сильным недобором массы. В этом случае нужно равняться не на общие нормы и показатели, а обращать вниманиепсихомоторное развитие детей раннего возраста на соответствие параметров развития малыша степени его недоношенности. Заметный прогресс в этом направлении — это уже прогностический признак.

Оценивать психомоторное развитие ребят раннего возраста нужно только в дифференцированном порядке, с обязательным учетом речи, познавательных функций, тонкой моторики, восприятия и зрительной координации.

Этапы социально-эмоционального развития

Обязательной оценке подвергается социально-эмоциональная сфера психики малышей. В раннем возрасте социально-эмоциональная сфера развивается под сильным влиянием окружающего мира и взрослых, которые создают условия для развития ребенка. Социально-эмоциональное развитие протекает в три основных этапа.

  1. На первом этапе, до 5 месяцев, отмечается развитие недифференцированных привязанностей к взрослым, которые чаще всего находятся возле ребенка. Он радуется их обществу, улыбается, реагирует на обращение, ищет возможности тактильного контакта.психомоторное развитие детей раннего возраста
  2. На втором этапе, до года, отмечается развитие привязанностей специфического характера, когда ребенок выделяет кого-то одного из взрослых, не желая с ним расставаться ни на минуту. К концу первого года дети не просто с удовольствием общаются с «фаворитом», но и отказываются от общения с другими людьми, испытывая страх и недоверие к незнакомцам.
  3. На третьем этапе у малышей раннего возраста развиваются многочисленные привязанности. Как правило, в этот период ребенок доверяет и с удовольствием общается не только с мамой или папой, но и с бабушками, дедушками и другими родственниками.

Ниже рассмотрим, что собой представляет психомоторное развитие детей раннего возраста на каждом этапе этого периода, начиная с рождения.

С первых месяцев жизни психомоторное развитие ребенка проявляется улыбкой и желанием общаться – это также называют «синдромом оживления», возникающим в ответ на общение со взрослыми.

Дети до трех месяцев уже пробуют осваивать начальные речевые навыки, произносят короткие слоги, гулят, выражают интонациями настроение. Нормально развивающиеся малыши к концу этого периода уже достаточно уверенно держат голову как в вертикальном положении, так и в положении на животе, поворачиваются на бок, смотрят на лица, склоненные над ними, и игрушки, следят за движущимися предметами, поворачивают голову на источник звука.

С четырех месяцев психомоторное психомоторное развитие детей раннего возрастаразвитие малыша проявляется следующими достижениями:

  • кроха поворачивается на живот из положения на спине и обратно;
  • упирается ладонями на прямых руках в поверхность опоры, лежа на животе;
  • упирается ногами в поверхность при удерживании под мышки;
  • при поддерживании за туловище пружинит ногами на опоре;
  • ищет источник звука;
  • интересуется игрушками и тянется к ним руками;
  • перекладывает игрушки в разные руки;
  • гулит долго и нараспев;
  • смеется в ответ на дружелюбное обращение к нему;
  • узнает близких и проявляет активность при их приближении.

Ближе к концу 6 месяцев многие дети начинают осваивать навыки сидения – это значительно упрощает им задачу по поиску и «добыче» игрушек, чем они с удовольствием и занимаются в часы бодрствования.

В этот период лучшие способы ускорить психомоторное развитие детей — постоянное общение, массаж тела и конечностей, совместные «прогулки» с крохой на руках, способствующие укреплению эмоциональной связи с родителями.

Психомоторное развитие ребенка в этот период могут охарактеризовать следующие навыки:

  • ребенок садится, если его потянуть за руки;
  • сидит без поддержки, тянется за игрушками, раскачивается, пробует ползать;
  • стоит, удерживаясь за опору, пробует переступать вдоль нее;психомоторное развитие детей раннего возраста
  • достает игрушки, изменяя положение тела;
  • использует пинцетный захват для игр с мелкими предметами;
  • складывает пирамидку;
  • стучит, бросает игрушки, наблюдает за эффектом падения;
  • ест с ложки и пьет из чашки;
  • опасается незнакомых, доверяет близким;
  • рассматривает новых людей до того, как наладить контакт;
  • лепечет, окрашивая лепет интонациями;
  • машет головой в знак отрицания и кивает, соглашаясь;
  • отзывается на имя;
  • специально бросает игрушки и наблюдает за тем, как взрослые их поднимают.

В этот период малыши учатся самостоятельно себя развлекать с помощью игрушек, не всегда нуждаясь в обществе взрослых.

Основные навыки малыша с 10 до 18 месяцев

С 10 месяцев и до 1,5 лет малыш успеет освоить еще целый набор полезных навыков, упрощающих жизнь ему и родителям:

  • кроха научится ползать и ходить;
  • изучит назначение большинства знакомых ему предметов;
  • научится не только раскидывать, но и собирать игрушки;
  • будет уверенно пить из чашки и есть ложкой самостоятельно;
  • сможет выполнять простые просьбы;
  • с удовольствием будет слушать, когда ему читают или поют песни;
  • просто сможет налаживать контакт с новыми людьми;
  • будет копировать манеру поведения взрослых;
  • с удовольствием будет играть с другими детьми, проявляя положительные эмоции;психомоторное развитие детей раннего возраста
  • сможет показать свою любовь родителям, будет искренне радоваться похвале;
  • научится танцевать и петь;
  • сможет голосом и интонациями объяснить основные желания;
  • научится понимать запреты;
  • сможет различать формы и основные цвета предметов, ориентироваться в их размерах;
  • будет пытаться использовать в речи простые слова и пр.

Родителям малышей в этот период стоит обратить внимание на задержки в росте и наборе массы, сильно бросающиеся в глаза, а также на нежелание крохи общаться даже с близкими людьми, на резкие или слабые реакции при внешних изменениях окружающего мира, на неспособность использовать указательный жест, равнодушное отношение к чужим без специального их выделения.

Все эти моменты могут указывать на то, что психомоторное развитие протекает с нарушениями. Диагностика в раннем возрасте и своевременная коррекционная работа с ребенком сможет помочь решить проблему задержки психомоторного развития в большинстве случаев.

Как развивается кроха с 1,5 до 2,5 лет?

Начиная с полутора лет, малыш порадует родителей новыми достижениями. Он научится:

  • прыгать, бегать, преодолевать простые препятствия;
  • частично самостоятельно раздеваться и одеваться;
  • понимать смысл сказок и рассказов с картинками;
  • давать ответы на простые вопросы;
  • строить башни из кубиков;
  • говорить простыми предложениями.

Ближе к двум годам малыш сможет:

  • уверенно и психомоторное развитие детей раннего возрастааккуратно есть ложкой;
  • преодолевать препятствия высотой до 20 см;
  • использовать местоимения и задавать вопросы;
  • различать понятия прошедшего, настоящего и будущего времени;
  • называть основные формы предметов, перечислять цвета;
  • конструировать и давать названия своим «творениям» и пр.

Кроме того, в этом возрасте дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры, таким образом познавая окружающий мир, изучая поведение и взаимоотношения взрослых.

Родителям в этом возрасте стоит обратить внимание, если ребенок ходит на носках неуверенно и покачиваясь, не проявляет живого интереса к окружающей действительности, любит одиночество, не играет игрушками, не пытается копировать действия взрослых, не знает своего имени, проявляет бурную реакцию в ответ на запрет. Все эти факторы являются основанием для того, чтобы проконсультироваться с педиатром, который сможет проанализировать психомоторное развитие малыша и дать рекомендации.

В заключительной стадии раннего возраста малыши умеют:

  • преодолевать препятствия до 30 см высотой;
  • одеваться и раздеваться без помощи;
  • пользоваться салфетками и носовым платком;
  • использовать предметы-заместители в играх;
  • рисовать и лепить и т.д.

Родителям, отслеживающим психомоторное развитие детей в раннем возрасте, нужно обратить внимание на серьезные отклонения от общих норм роста и веса, неспособность малыша преодолевать препятствия и постоянные падения, отсутствие интереса к играм, сложности в речевом отношении и проблемы с самообладанием, а также непонимание и нежелание выполнять простые просьбы.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий