Условия для развития психики ребенка с ДЦП

Часто диагноз ДЦП очень пугает родителей малыша. Это серьезное заболевание, которое связано с многими физическими и психическими изменениями. Во многих случаях интеллект ребенка сохранен или снижен незначительно. У детей наблюдаются различные особенности психического развития, которые нужно учитывать. Для того чтобы особенности психического развития детей с дцпнормализовать ситуацию, нужно выработать план воспитания и обучения.

Сегодня существует несколько вариантов: общеобразовательные школы, надомное обучение, специальные учебные заведения. Выбирать нужно, основываясь на возможностях ребенка. Существует несколько простых правил для родителей, которые помогут правильно воспитывать малыша. Главное – точно понять, что ребенок может, а в чем ограничен. Для правильного развития психики и интеллекта необходимо создать условия для общения с другими детьми и взрослыми. Так ребенка с ДЦП можно адаптировать для нормальной жизни, обучения и работы.

Что означает диагноз ДЦП

Когда родители впервые слышат диагноз «ДЦП», то часто не знают, как себя вести. Перед глазами сразу появляются самые страшные образы. Действительно, это непростая болезнь. Однако не все ее формы настолько пугающие, не все ведут к полной инвалидности или невозможности контролировать движения. Узнать, какая именно форма у конкретного ребенка, можно только после тщательных исследований. Области поражения – головной мозг, нервный ствол, нервные окончания.

Проблема берет особенности психического развития детей с дцпсвое начало еще в период внутриутробного развития, когда что-то идет не так при закладке мозга, нервной системы. Иногда это результат употребления матерью алкоголя и наркотиков, иногда — последствие инфекций. Или же никто не виноват – просто произошел сбой внутриутробного развития.

Заболевание само по себе не прогрессирует. Активнее всего затрагивается область движений, координации, речи. Часто ДЦП сопряжен с серьезными психическими и интеллектуальными изменениями. Снижение интеллекта может быть очень сильным, а может — минимальным. Часты случаи, когда тело не функционирует нормально, а мозг работает хорошо. Тогда с ребенком гораздо проще. Отклонения психического развития могут быть как напрямую связаны с диагнозом, так и косвенно. Речь идет о последствиях болезни, особого отношения к малышу и его самоощущения. Воспитание таких детей — дело непростое. Родителям понадобится много терпения и усилий, чтобы помочь, научить, развить малыша.

Как проходит психическое развитие

Можно выделить самые распространенные особенности особенности психического развития детей с дцппсихического развития малышей, страдающих от разных форм ДЦП.

Развитие психики и личности начинается позже, чем у здорового малыша. Дело в том, что болезнь затрагивает мышцы, делая их или слишком напряженными, или, наоборот, расслабленными. Развитие малыша связано с физическими усилиями. Нормальный интерес к познанию, изучению окружающего мира толкает его на то, чтобы быстрее научиться поднимать головку, садиться, вставать. Если же такой возможности нет, то ограничиваются его возможности для самостоятельного изучения мира.

Меньше поле обзора — меньше новой информации он получает об окружающем мире. Его пространство ограниченно кроваткой, комнатой. У многих малышей быстро начинаются болевые ощущения в суставах, мышцах. Снижается способность двигаться, а значит, особенности психического развития детей с дцптеряется еще одна возможность к обучению – тактильная. Нет новых впечатлений — не накапливается опыт. Дети выглядят отрешенными, подавленными.

Возможность ребенка видеть мир, трогать предметы, пробовать всегда связана с возможностями взрослых. Малышу нужно много внимания, общения. Родители и другие взрослые должны стимулировать у ребенка с ДЦП исследовательский интерес: показывать ему что-то новое, выносить из комнаты, возить на прогулки. В таком случае при сохраненном или частично сниженном интеллекте можно добиться хороших результатов.

Психологические особенности

Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе.

У детей особенности психического развития детей с дцпс ДЦП часты капризы, истеричное поведение. Дело в том, что они привыкли общаться только со взрослыми. Родители, медсестры, врачи, нянечки, учителя – конечно, все они жалеют малыша, хотят помочь ему. С точки зрения психического развития это не самое лучшее, что взрослый может сделать для больного ребенка. Из-за ограниченной дееспособности таких детей часто ограничивают в уровне ответственности. Появляется ощущение, что из-за болезни весь мир им должен.

Так ребенок учится манипулировать взрослыми, требуя получить желаемое. Часто у малышей с этим диагнозом отмечается нежелание терпеть, ждать. Они не думают о том, что другим людям может быть тяжело выполнять их прихоти. Конечно, здесь есть вина и болезни, и неправильного воспитания. Часто, если дееспособность снижена частично, малыша вполне можно научить самого за собой ухаживать, нести ответственность за свои поступки. Это позитивно сказывается на общем уровне развития.

Существует несколько правил, которые помогут родителям.

Родители особенности психического развития детей с дцпчаще всего понятия не имеют о том, что значит диагноз ДЦП с психологической точки зрения. Они общаются с ребенком чересчур заботливо, подавляя в нем любые проявления самостоятельности. Или же бывают с ним резки, агрессивны. Тут необходимо выработать стратегию поведения, которая будет правильной в вашем случае. Каждый ребенок уникален, так что особенности его личности нужно учитывать не меньше, чем особенности заболевания.

  1. Не акцентируйте его и общее внимание на проблеме. Постоянно давать понять «ты ущербный» – значить перекрыть ему возможность нормального психического развития. Обычно при сохраненном интеллекте дети очень быстро понимают, что отличаются от других.
  2. Нужно знатьособенности психического развития детей с дцп границы возможного. Ребенок с ДЦП сильно отличается от здорового. Здоровому малышу вы можете сказать: «Напрягись, собери волю в кулак, сделай это», а тут другая история. Нужно точно понимать, что малыш может, а что не может, к чему можно стремиться, а о чем придется забыть. Зная возможности, вы можете регулировать его и ваше поведение. Не требуйте большего – это лишь подтвердит его отличие от других.
  3. Проявлять агрессию нельзя. Как и со здоровым ребенком, никакой агрессии тут быть не должно. У самих детей и подростков с ДЦП часты приступы агрессии – это их естественный защитный механизм. Нужно минимизировать приступы агрессивного поведения, но и самим не допускать подобного.
  4. Учиться можно и нужно. Психика не сможет развиваться, если не будет нормального процесса обучения. Особенно если есть способности и возможности учиться.
  5. Социальная жизнь. Общаться, играть, дружить с другими детьми очень нужно, даже если у них тоже ДЦП. Ограничения в социальных контактах очень негативно сказываются на психическом развитии.

Поведение детей с ДЦП: общие черты

Особенности поведения зависит от перемен настроения. Практически в каждом случае такой диагноз приводит к личностным изменениям. Дети требуют внимания, не могут выносить отказов, становятся неуправляемыми. Это частый исход неправильного воспитания. Да, малыш болен, у вас куча проблем и трудностей с ним. Но, как и любого другого малыша и подростка, его нужно воспитывать. Обратите особое внимание на следующие аспекты:

  • волевое развитие;особенности психического развития детей с дцп
  • эмпатия;
  • учите малыша терпению;
  • обращайте его внимание на то, что не только ему одному может быть плохо, больного, грустно;
  • его положение не является темой для манипуляций.

Это бывает очень трудно, но родителям нужно выработать жесткую тактику. Особенно если у ребенка есть возможность пойти в садик, спецшколу или интернат. Там будет много других детей, которые не будут уступать ему и потакать его желаниям.

Детям с ДЦП можно и нужно учиться

Особенности психического развития малышей, страдающих от ДЦП, таковы, что им необходимо учиться. Нужно точно представлять себе интеллектуальные возможности ребенка перед тем, как планировать занятия. Если интеллект сохранен или снижен незначительно, ребенка обязательно нужно учить.особенности психического развития детей с дцп К сожалению, многие родители детей с ДЦП неправильно оценивают их состояние или просто не имеют возможности обучать их. Ставя крест на ребенке, они лишь усугубляют его психологическое состояние.

А ведь он может учиться, получить образование и работать. Конечно, речь идет о детях с нормальным или почти нормальным психическим и умственным развитием. Для детишек со сниженным интеллектом тоже проводятся занятия. Они подразумевают обучение бытовым навыкам, основам личной гигиены, уходу за собой. Обучение в любой форме станет залогом позитивного психического развития.

Обучение в обычной школе возможно, но это всегда проблема. До школы нужно добираться, а если малыш не может сам ходить, нужен всегда рядом взрослый. Сверстники, к сожалению, могут быть жестоки. Хотя в легких случаях проявления болезни можно посещать школу практически без проблем. Существует разные варианты образования:

  • надомноеособенности психического развития детей с дцп образование (на дом приходят учителя);
  • домашнее обучение (занятия с родителями, а затем контроль в школе);
  • специальные учебные заведения для детей с ограниченными возможностями;
  • школа по типу интерната (здесь дети находятся 24 часа, 5-7 дней в неделю).

Обучение, общение, логическое мышление способствуют психическому развитию детей. Без этих составляющих психика начинает деградировать. Учеба в школе или занятия дома — это всегда ответственность, необходимость самоорганизации. Такие стимулы благотворно влияют на личностное развитие.

Домашнее образование

Заниматься дома, с одной стороны, очень удобно. Родители и учителя могут спланировать учебное время так, чтобы всем было удобно. Не нужно никуда идти особенности психического развития детей с дцпили ехать, а когда нужно, делается перерыв. С точки зрения психологического комфорта это хороший вариант, особенно для детей, у которых ДЦП проявляется в виде частых судорог, болей. С другой стороны, у домашнего образования много минусов.

  1. Общение только со взрослыми не дает необходимого стимула для развития. Ребенку, даже больному, нужны сверстники, детские игры, разговоры. В такой среде проще социализироваться. Со взрослым проще договориться, настоять на своем, чем в случае со сверстниками. В итоге меньше работает логика, не развиваются навыки социального общения.
  2. Снижение уровня ответственности. В школе жизнь любого ребенка особенности психического развития детей с дцпподчинена определенному жесткому распорядку. Приходится преодолевать себя – так развивается воля. Дома же всегда можно делать перерывы, откладывать неинтересные занятия. Это только усугубляет ситуацию, если малыш капризный. Никакой ответственности дети не чувствуют, отвечая перед родителями или приходящими учителями. Тут родителям нужно проявлять твердость, если из-за диагноза нет возможности посещать обычную или специальную школу.

Выбирать, конечно же, нужно то, что лучше для конкретного ребенка в конкретный момент.

Школы и интернаты для больных ДЦП

Существует два возможных варианта организации обучения в спецшколах.

  1. Школа для детей с ограниченными возможностями. Принимает детей с ДЦП и другими заболеваниями и отклонениями. Группы маленькие, тут в классе по 5-7 человек, практически все время с малышом занимается учитель, так что всем удается оказать поддержку и внимание. А дети в этом нуждаются. Кроме уроков, есть возможности для поддерживающей терапии.особенности психического развития детей с дцп
  2. Интернат. Не всегда родители могут себе позволить уход за малышом: часто приходится работать, а оставить его не с кем. В этом случае подходит школа закрытого типа. Дети тут живут, учатся, проходят лечение. Для организации психического развития этот вариант хороший: тут ребенку приходится учиться быть самостоятельным, ответственным. Он находится среди других детей – социальная составляющая развивается хорошо. Проблема в том, что качество ухода и заботы в таких учреждениях не всегда на высоком уровне. Нужно внимательно выбирать интернат, читать отзывы, слушать советы. Иначе атмосфера может быть просто травмирующей для испуганного ребенка.

Обучение в школе — хороший стимул для психического развития. Здесь можно общаться, заводить друзей, играть вместе с другими. Дети начинают понимать разницу между общением с родителями, учителями и дружеским общением. Так будет проще адаптироваться к окружающему миру. Сегодня у детей с ограниченными возможностями появляются перспективы для получения профессии, работы. Для этого психическое развитие должно проходить без задержек.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий