Ребенок растет и развивается в обществе. Его личность, отношение к жизни зависит от многих факторов. Определено несколько факторов психического развития ребенка: природный, биосоциальный, биологический. Важно учитывать все три, ведь упущение даже в одном аспекте может привести к печальным последствиям для психики.
Формирование нормальной психической деятельности начинается в раннем детстве, практически с рождения малыша. Родителям необходимо сконцентрировать свое внимание на этом, учитывая влияние всех трех основных факторов. Это станет залогом дальнейшей нормальной жизни человека. Психика будет формироваться на протяжении всей жизни, но именно детские годы тут определяющие.
Важность психического развития
Многие ошибочно полагают, что психика — это некое абстрактное, не самое важное понятие. Но здоровый человек здоров с физической и ментальной точек зрения. Теряется одна составляющая — о нормальной жизни говорить уже не приходится. Психические особенности человека влияют на ход всей его жизни:
- учебу;
- общение;
- возможность трудоустройства;
- создание семьи;
- удовлетворение от собственной жизни;
- наличие возможностей для развития.
Поэтому так важно с детства следить за правильным формированием психических механизмов. Чаще всего при нормальном уровне жизни, достаточном общении, хорошей наследственности этот процесс происходит сам собой. Взрослым остается лишь вносить небольшие коррективы.
Основные факторы
Данные факторы являются необходимыми. Обратите внимание: во всех случаях внешняя среда оказывает воздействие на психику. Чаще всего родители безосновательно обвиняют ребенка, приписывая ему лень, нежелание учиться, плохие коммуникативные качества. Но в процессе работы психолога с ребенком и родителями выясняется, что именно из семьи пошли проблемы. Как результат, возможно некое отставание психического развития, мешающее учиться. Или проблемы коммуникативного характера: ребенок не умеет общаться, боится разговаривать со сверстниками, в 12-13 лет еще не имеет друзей или даже приятелей.
Гораздо страшнее, если внешняя среда привела к формированию психических отклонений или заболеваний у ребенка. Детская психика довольно слабая и еще не имеет нормальных механизмов защиты. Внешняя среда, социальные и генетические факторы могут изменить всю жизнь ребенка, если их воздействие будет неконтролируемым.
Обстоятельства развития
Малыш находится в кругу своей семьи. Как вы относить друг к другу, что говорите, как действуете в тех или иных ситуациях — от этого зависит формирование его личности.
Если с ранних лет он видел злобу, агрессию, ненависть в семье, то примет их как единственные верные. Для нормального формирования психики дома должна быть комфортная, безопасная атмосфера.Доверие между членами семьи, любовь, сострадание. Где еще, если не дома, ребенок может научиться этому?
Биологические факторы
Наследственность и среда, в которой находится малыш, являются одними из важнейших факторов формирования здоровой психики. В плане наследственности, к сожалению, мало что можно предпринять. Это фактор, с которым трудно или почти невозможно бороться. Многие психические заболевания или особенности характера передаются генетически. Если родители осознают опасность, то им необходимо сразу же обратиться к специалисту за консультацией.
Еще один важный аспект здесь — питание. Скудный рацион ведет к тому, что малыш плохо развивается. Недостаток витаминов влияет на функции мозга, затягивая их правильное формирование. Так же стоит отметить фактор природной среды. Каждый человек нуждается в тепле, сбалансированной пище. Если этого нет, потому что семья живет в труднодоступном районе, на севере, или вынуждена часто переезжать, это оставит отпечаток на психической деятельности ребенка.
Социальные факторы
Человек привык находиться в обществе. Это заложено на генетическом уровне. Общество, окружение, родители, друзья, частота социальных контактов — вот факторы, влияющие на правильное развитие психики. Их влияние очень сильное. Это похоже на историю про Маугли, который жил среди волков и перенял их привычки, стал охотиться вместе с ними, понимать их жизнь.
То же самое происходит с ребенком. Нельзя ограничивать детей в общении: друзья, детский сад, школа — все это дает позитивный опыт. Дети развиваются, перенимают от других новые слова, игры, понятия о морали. С другой стороны, от опасного влияния детей стоит ограждать.
Внешняя социальная среда влияет на формирование у ребенка понятия о «правильном» и «неправильном», нормах поведения, общения, жизни в обществе. Научиться этому по книжкам или фильмам невозможно. Живое общение было и остается необходимым. Не только для малыша, но и для человека любого возраста. Иначе теряется связь с реальностью, разрушаются моральные установки.
Таким образом, основные факторы психического развития: биологический (наследственность, состояние здоровья) и социальный (семья, среда, воспитание) – действуют вместе и одинаково важны для становления личности ребенка и оказывают огромное влияние на всю его дальнейшую жизнь.