Варианты развития творчества у детей

Творчество — важный процесс для правильного развития психики ребенка. Необходимо научить детей правильно подходить к этому процессу. Сегодня развитие творчества у детей начинается с детского сада или ясельной группы. Детям предлагается множество вариантов и материалов.

Дома с родителями тоже можно развитие творчества у детейпозаниматься. Главное – дать малышу достаточную свободу действий. Сегодня развитие креативности является одной из главных задач для дошкольников. В школе занятия продолжаются – здесь малыш уже может яснее понять, что именно его привлекает.

Обществу необходимы люди, которые мыслят нестандартно, творчески. Они готовы предложить нешаблонные решения насущных проблем. Конечно, развитие этих качеств начинается с детства. Обязательно обратите внимание на творческие занятия детей уже с 3 лет.

Ценность творчества для психики

Мыслить нестандартно, изобретать, решать сложные задачи простым путем — вот что дает творческий подход. Сейчас появляется все больше и больше возможностей для реализации своих творческих способностей. Кто эти люди? Гении, дети индиго? На самом деле, любой человек развитие творчества у детейспособен быть креативным, предприимчивым. Главное – заниматься с ребенком еще с раннего детства.

Кроме того, творчество необходимо для правильного развития психики. Малыш каждый день видит что-то новое, получает знания о предметах, людях, животных, растениях. Чем больше он узнает, тем глубже проникает в суть. Творчество — взгляд человека (в данном случае ребенка) на окружающий мир. Как еще маленький человечек может продемонстрировать свое отношение, высказать свои мысли? Проще всего сделать это с помощью творчества. Это может быть:

  • музыка;
  • рисунок, чертеж;
  • скульптура;
  • творческая композиция (аппликация);
  • танец.

Конечно, видов творчества существует гораздо больше. Самые простые доступны для детей в детском саду, школе, дома с родителями. Личность формируется с ранних лет. И творческое развитие помогает обогатить личностные качества детей.

Развитие креативности

Креативность (от латинского «созидание») развивается с ранних лет. Кто-то обладает врожденной способностью создавать необычные вещи. Для кого-то эту черту возможно воспитать. Сегодня многие педагоги сосредоточены на творческом развитии детей с раннего детства. Один из таких методик — метод Монтессори.

Творчество способствует психическому развитию: формируется способность мыслить логически, развитие творчества у детейситуационно, когда необходимо — нестандартно. Детей, с которыми занимаются одним или несколькими видами творчества, не обязательно ждет будущее художника или скульптора, музыканта. Чаще всего они выбирают креативные профессии, которые сегодня очень востребованы.

Польза креативности — способность точно представлять себе результат своей деятельности. Результативность деятельности ребенка, умеющего формулировать творческую задачу, возрастает. Человек учится именно создавать, давать начало новому, созидать. Такие люди психологически более устойчивы, обладают хорошо развитой смекалкой, возможностью быстро менять направление деятельности в зависимости от требуемого результата. Творческий подход к решению задачи пригодится в дальнейшей жизни, а подготовиться к этому очень легко.

Основные черты творческого подхода

Главные черты креативного подхода выделили психологи:

  • слушать и слышать;
  • смотреть и видеть (больше, чем кажется на первый взгляд);
  • искать решение проблемы не в области известного, а найти свой собственный качественный подход;
  • перевести любой образ в творческую плоскость;
  • переходить от общего к частному при решении задачи или развитие творчества у детейее постановке.

На первый взгляд это все звучит сложно. Такие научные термины можно опустить, охарактеризовав креативность как совершенно иной подход к жизни. Малыш должен понимать, что изменить реальность возможно. Сейчас время для творческих людей в любой сфере деятельности. Главный элемент работы — творческое задание.

Для детей процесс творчества должен быть связать с игрой. Эта деятельность всегда должна носить развлекательный характер, иначе преподнести ее детям будет тяжело. Через игру легче всего вовлечь детей в этот вид деятельности.

Дети младшего возраста

Детишки от 3-4 лет еще не могут мыслить достаточно абстрактно. Хотя многие из них проявляют интерес к подобным занятиям. Уже в этом возрасте можно увидеть некоторые задатки малыша к тому или иному виду творчества. При желании и возможности начните развитие творчества у детейдополнительные занятия по выбранному виду деятельности.

В этом возрасте в развитии творческой деятельности активно участвуют взрослые. Малыш еще не может поставить себе задачу сам, выполняет действия по шаблону. Только после того как пройдет достаточно времени, он сможет самостоятельно выбирать темы для рисования, лепки, конструирования. Важно помочь крохе начать, понять свои возможности в данном виде деятельности.

Постановка задачи

Воспитатель в детском саду или родители дают крохе задание. Например, сегодня рисуем дом, семью. Показываются необходимые элементы, которые можно использовать. Ребенка просят изобразить всю его семью. У детей обычно много вопросов по этому поводу. Важно поставить развитие творчества у детейзадачу так, чтобы малыш рисовал на выбранную тему, но мог выбирать цвета, детали.

Так происходит позитивное развитие воображения, поиск ответа на свой вопрос через творческую деятельность. «Какая у меня семья?» — воспитатель дает общее задание всем детям. Каждый выполняет его, основываясь на опыте и знаниях, а значит, использует ситуационную логику в принятии решения. Чья-то семья большая: родители, бабушки-дедушки, домашние животные. Кто-то расскажет на бумаге о том, что просто живет с мамой.

Лучше всего дать детям большой выбор материалов, рассказать о разных техниках рисования:

  • карандаши, фломастеры;
  • краски;
  • рисование пальцами и т.д.

Чем больше возможностей, тем сильнее выражена индивидуальность каждого из детей. Дайте ему задачу, а решение он должен найти сам. Это лишь пример для одного из видов творчества. То же самое можно реализовать, используя пластилин, цветную бумагу, клей, осенние листья и т.д.

Оценка результатов

Оценивая результаты работы, помните: творчество всегда должно быть свободным процессом. Необходимо научить ребенка следовать поставленной задаче, но искать пути решения самостоятельно. В таком раннем возрасте еще нет понятия о самокритике. Все дети заслуживают поощрения, похвалы от взрослого. Сейчас «побеждает дружба». Все работы оцениваются педагогом с профессиональной точки зрения.

Если было выявлено явное отставание, воспитатель может порекомендовать посетить психолога или развитие творчества у детейпсихоневролога. В возрасте 2-4 лет проявляются некоторые проблемы с мелкой моторикой. Их можно решить, если заняться коррекцией сразу. У малышей сейчас еще нет пространственного мышления, образы нечеткие. Но главное — стремление. Чем больше практики, тем лучше будет получаться.

Разные методы для рисования подходят для работы в садике или дома. Детям обычно нравится этот процесс. Они готовы учиться новым техникам. Найдите время для совместных занятий, рисунков, собирания мозаики или конструктора. Обязательно хвалите, мотивируйте ребенка продолжать заниматься этим видом деятельности. Если сейчас ругать и критиковать, то вы отобьете у него желание делать что-то творческое.

Дети школьного возраста

Чем старше ребенок, тем интереснее творческая работа с ним. В возрасте 6-8 лет (ранний школьный возраст) малыш уже способен на более сложные виды деятельности. Мелкая моторика развита – теперь необходимо совершенствовать ее.

Волевое развитие

Постановка задачи и проверка работы становятся проще. Дети 7-8 лет уже вполне понимают даже абстрактную задачу. Теперь все направлено на развития фантазии. Начиная с этого возраста, актуальным становится волевое и эмоциональное развитие личности через творчество. развитие творчества у детейТеперь желание быть лучше, аккуратнее, интереснее выполнить задумку будет основным мотиватором.

Дети начинают смотреть на работы друг друга, отмечать интересные детали. Теперь каждому хочется быть первым, получить похвалу от учителя. Оценка работ все еще ведется просто. Конечно, все дети стараются – необходимо понять их идею, выраженную через творчество. Желание быть лучше, совершенствоваться — это и есть волевое развитие.

Виды творчества для детей

Развивать творческое мышление нужно начинать с простых, основных видов работы. Они доступны для детей с раннего возраста.

Музыка

Серьезные занятия музыкой начинаются рано. Обычно такой выбор за ребенка делают родители. Хоть это и тяжелый труд, музыка дает нам возможность очень точно выражать свои эмоции, мысли, чувства. Все чаще детям даются творческие задания на музыкальных уроках:развитие творчества у детей

  • сочинить композицию;
  • дополнить уже готовую;
  • охарактеризовать некоторые простые эмоции через музыкальные произведения.

Задача преподавателя — объяснить, как важно воображение. Малыш не должен бояться быть хуже кого-то, ведь в творческой деятельности нет понятия «лучше» и «хуже». Важно само стремление, нестандартный подход. Конечно, исполнять всем известные композиции — совсем не то, о чем мечтает каждый музыкант. Он хочет изобретать. Именно этому необходимо учить талантливых к музыке детей.

Рисование

Один из самых доступных видов творчества. Дети с ранних лет любят рисовать, ведь это так просто! Сегодня воспитатели предлагают огромный выбор техник, причем для них не требуется ничего развитие творчества у детейособенного. Как и любое творчество, рисование не должно быть ограничено только самим процессом. Для ребенка важно обсудить свою работу, пояснить что-то, что не получилось нарисовать. Иногда после такого разговора задумка становится понятнее.

Обязательно обсуждайте с ребенком рисунок, задавайте вопросы. Таким образом вы поможете ему, возможно, найти решения, идеи для новых работ. Задавайте ему простые вопросы:

Почему ты выбрал этот цвет?

О чем говорит твой рисунок?

Что означает (та или иная деталь)?

Ты сам доволен рисунком?

Как тебе кажется, что на рисунке получилось лучше всего?

Будьте готовы также высказать свое отношение к рисункам своего ребенка или ученика.

Лепка

Лепка – очень интересный творческий процесс. С его помощью можно объяснить крохе соотношение размеров предметов. Конечно, для малышей это очень полезно, а еще развивает движения пальчиков.

Сегодня, кроме обычного пластилина, можно предложить детям много интересного:лепка

  • использование самодельного соленого теста (после лепки фигурка сушится, а потом ее можно раскрасить);
  • полимерная глина – из нее можно лепить, как из пластилина, а потом обжечь изделие в печи (целый арсенал инструментов, шаблонов, возможностей для работы);
  • лепка из цветного песка;
  • добавление к обычному пластилину разных природных элементов: обработка шишек, зернышек, гербария.

Из полимерной глины или соленого теста можно делать простые игрушки, но довольно прочные. Так малыш может воплощать свои идеи в жизнь и после использовать их в играх.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий