Влияние речевого общения на развитие личности дошкольника

В этот мир малыш приходит слабым и беспомощным – при рождении природа одаривает его лишь несколькими рефлексами. С помощью родителей в процессе своего развития он получает первые навыки.

Через несколько недель после рождения малыш научится слушать, а через несколько месяцев речевое развитие дошкольникаон уже сможет произносить отдельные звуки и слоги. Он будет повторять все слова, которые услышит от своих родителей, в задачу которых входит ознакомить ребенка с устной, а позже и с письменной речью.

Процесс общения с родителями и другими людьми играет важную роль в освоении ребенком родного языка – одного из базовых инструментов для его общего развития и познания мира. Также очень важно общение для психологического развития малыша и освоения им языковой культуры народа, который создавал её в течение многих столетий.

Развитие речи: первые навыки и достижения

Этот процесс условно можно разделить на несколько этапов, существенно отличающихся друг от друга. Весь первой год жизни ребенка можно назвать подготовительным этапом для того, чтобы полноценно речевое развитие дошкольникавладеть родным языком и в совершенстве пользоваться речью.

В это время малышу особенно трудно, поскольку сразу после рождения его организм на биологическом и физиологическом уровне должен адаптироваться к новым условиям существования, чтобы создать надёжную основу для морально-этического, душевного и психологического развития ребёнка в последующие годы.

Первые дни жизни

Первой голосовой реакцией новорожденного принято считать его первый крик, далее, если малыш испытывает какие-либо неудобства, его организм подаёт сигналы в виде речевое развитие дошкольникаплача, крика или хныканья.

Если ребенка терзает голод, жажда, боль или утомление, он сигнализирует об этом плачем, ожидая помощи извне. Однако крик младенца – это не только способ подавать сигналы, но и инструмент, с помощью которого малыш разрабатывает и упражняет свой голосовой аппарат. В процессе развития речи навык издавать звуки ему будет крайне необходим.

Возраст 3 недели

Малыш уже прислушивается ко всему разнообразию звуков, которые слышит вокруг себя. Его реакция на каждый звук может быть разной: он может, например, замолчать, услышав громкий голос или хлопок в ладоши, может улыбаться при появлении мамы или когда ему делают приятно.

Спустя 2-3 месяца от рождения

Ребёнок уже понимает, откуда берутся звуки голосов, умеет связывать их с конкретными людьми, узнаёт их по голосу, поворачивает головку и ищет глазками человека, который с ним разговаривает.

В этот период жизни ребёнка закладывается фундамент его речевое развитие дошкольникаречевого опыта, необходимого в будущем для полноценного общения с другими людьми. Речь, которую он слышит, понуждает его к повторению услышанного.

Трёхмесячный ребёнок пытается издавать ответные звуки, которые мы называем детским лепетом: в нём чётко можно различить сочетания гласных и согласных звуков, образующих несвязные слоги. Немногим позже малыш сможет осознанно произносить такие слоги, как «тя-тя-тя», «ма-ма-ма», а в скором будущем эти слоги будут синтезированы им в отдельные слова и простые предложения.

От полугода до года

В этом периоде малыш уже способен выражать характерными звуками своё настроение и отношение к тем или иным событиям, к людям, которые его окружают, к игрушкам и другим предметам.

К примеру, если речевое развитие дошкольникамалыша спросить: «Где часики – тик-так?» – он обязательно повернёт головку в сторону часов, найдёт их взглядом и в том же направлении укажет ручкой, повторяя слова «тик-так».

Если малыша позвать «иди ко мне», он обернётся к тому, кто его зовёт, и протянет к нему маленькие ручки, давая понять, что совсем не против этого предложения. В этом периоде у ребенка формируются временные связи, открывающие путь к пониманию им родного языка и овладению навыками устной речи.

От 1 до 2 лет

Первую осмысленную речь, выраженную словами и простыми предложениями, от ребенка можно услышать, когда ему развитие речиисполнится год жизни. Он начинает отчетливо произносить такие слова, как «мама», «баба», «папа». Он уже знает названия своих игрушек и правильно называет знакомые ему действия: «кушать», «гулять», «купаться», «спать» и т.д. Крепкая связь между действиями/предметами и словесными сигналами, относящимися к ним, устанавливается в понимании малыша в начале 2-го года жизни.

Ребенок сначала учится понимать слова, сказанные другими людьми, после чего уже совершенно самостоятельно пытается произносить какие-нибудь звуки и слоги, складывать их в слова.

  • К 1-му году жизни некоторые детки способны отчётливо проговаривать не более трёх слов, но понимают больше десяти слов, сказанных другими людьми. Другие малыши способны понимать и проговаривать намного больше слов.
  • К началу 2-го года жизни ребенок больше двигается, увереннее ходит, проявляет живой интерес ко всему окружающему и обогащает скудный ещё словарный запас новыми словами. Он активно изучает мир и прислушивается ко всем новым звукам, изучает их, повторяет и заметно усложняет свою речь. Научившись уверенно ходить и цепко захватывать ручками всё, до чего способен дотянуться, малыш испытывает новые потребности.

Пожелав что-либо, он уже не кричит и не плачет, а старается словом выразить своё желание или требование. В этот речевое развитие дошкольникаотрезок жизни у ребёнка возникает потребность в общении с человеком, который станет для него терпеливым и верным проводником в новый, неизведанный мир. Необходимость в изучении новых слов и стремление быть понятым окружающими вынуждает ребенка расширять свой словарь и улучшать речь, которая в двухлетнем возрасте ещё далека от совершенства.

В период 2-3 лет

В этом возрасте малыш больше двигается, увереннее ходит, проявляет живой интерес ко всему окружающему и заметно обогащает свой словарь и жизненный опыт. По большей чаречевое развитие дошкольникасти речь его ещё односложна, невнятна из-за неумения произносить некоторые звуки.

Дети этой возрастной группы успевают освоить лишь несколько простых прилагательных, основных глаголов и наречий. Этого набора слов им вполне хватает, чтобы общаться с родителями. Помимо этого, выучив новое слово, ребенок не спешит использовать его в речи, часто заменяя другими словами из своего словарного запаса.

В речи малыша можно заметить отсутствие союзов, предлогов и грамматической связи слов. Он неправильно строит предложение, путает порядок и окончания слов. Однако к концу двухлетнего возраста в его словаре уже насчитывается не менее 300 слов. В общении с другими людьми он смело использует существительные, добавляя к ним прилагательные в уменьшительно-ласкательной форме, а также речевое развитие дошкольникасуществительные множественного числа.

На рубеже 2 и 3 лет жизни ребёнка его речь начинает наполняться сложными предложениями, он осваивает интонацию, пытается формулировать вопросительные предложения. Взрослые о таких детках часто говорят, что они любознательны, потому что задают много вопросов. Львиную долю вопросов малыш задаёт не из любопытства, а потому что пришла пора изучать интонацию и научиться использовать в устной речи разные формы предложений.

Звуковая культура речи: обучение

С трёхлетнего возраста ребёнку необходимо формировать навык звуковой культуры, поскольку она играет ключевую рольречевое развитие дошкольника в развитии речи и правильного произношения звуков, слогов и слов. Если родители самостоятельно не могут дать качественную оценку его произношению, им следует обратиться за помощью к специальному врачу – детскому логопеду.

Логопед – это специалист, который не только выявит явные и скрытые недостатки речи у ребёнка, но и подскажет, как избавиться от них. Он научит малыша правильно и внятно произносить все слова, которые вызывают у него трудности.

Родители должны следить, чтобы малыш правильно, не спеша и чётко выговаривал все звуки. Обращение к этому специалисту особенно актуально, если у ребёнка есть дефекты дикции (заикание, врождённые пороки полости рта и прочие патологии).
Возможно, ребёнку будет назначена специальная гимнастика для улучшения его артикуляции или комплекс лечебных мер, если у него присутствуют врождённые дефекты или грубые нарушения функции речи.

Если ребёнок испытывает трудности с правильным произношением слов, его необходимо похвалить за старание и сделать перерыв в занятиях. После отдыха ребёнок обязательно ещё раз внимательно послушает, как произносится трудное для него слово, и попытается повторить его правильно. Каждый раз, получая позитивный результат, малыша следует поощрять и поздравлять с очередной победой.

Речевая гимнастика: упражняемся в речевом дыхании

На этом этапе развития важно, чтобы малыш выполнял необходимые упражнения речевой гимнастики, с помощью которых он освоит технику речевого дыхания. Комплекс всех упражнений желательно заключать в игровую форму.

Примеры дыхательных упражнений:

  • Предложите ему поиграть в простую игру «Подвинь снежок»: разместите перед ним несколько небольших комочков ваты и предложите подуть так, чтобы ватные комочки покатились вперёд. При этом важно, чтобы малыш делал вдохи через рот продолжительно и плавно.
  • Другое дыхательное упражнение заключается в том, чтобы за один выдох ребёнок успевал плавно и нараспев поизносить звуковые ряды вроде «у-а-а-а-у», «а-у-у-у-а», «би-ба-би-ба», «и-го-го-го-и». Эти упражнения могут оказаться сложными для малыша, но родители могут упростить их, сократив количество произносимых звуков. Например, вместо «у-а-а-а-у», «а-у-у-у-а» ему можно предложить произносить «а-а-а» и «у-у-у».

Речевая гимнастика: шипящие, свистящие, сонорные звуки

В начале 3-го года ребёнок учится правильно произносить сонорные (р, л), шипящие (щ, ч, ш, х) и свистящие (ц, з, с) звуки. Часто дети долго не могут правильно произносить эти звуки, «проглатывая» их в словах или заменяя другими звуками. Часто и ранее усвоенные звуки они произносят неправильно – родителям следует уделять должное внимание развитию речи ребёнка.речевая гимнастика

Сформировать правильное произношение звуков, как по отдельности, так и в слогах, словах, предложениях, произносимых ребёнком 2-3 лет – важная задача, решить которую крайне необходимо для его успешного развития.

Комплекс упражнений должен включать произношение разных звукосочетаний – в зависимости от того, какие именно звуки малыш выговаривает с трудом или вовсе не умеет произносить. Не исключено, что ему будет необходимо выполнять какие-либо специальные упражнения для выработки правильной артикуляции звуков.

Примеры упражнений по последовательностям:

Один звук Одинаковые слоги Разные слоги
Простые Сложные
ааа о-о-о бай-бай тик-так
ооо у-у-у ме-ме бим-бом
иии а-а-а тук-тук и-го-го
ууу е-е-е мяу-мяу куд-куда
еее я-я-я ква-ква прыг-скок
ююю и-и-и кис-кис скок-поскок
яяя ю-ю-ю топ-топ бяка-бука
ёёё ё-ё-ё гав-гав тяп-ляп

В таблице приведены звуки и слоги для примера – вы можете попробовать использовать данные этой таблицы или разработать собственную систему звуков и слогов, которые не умеет правильно выговаривать ваш ребенок.

Ему также можно предложить повторить несколько простых скороговорок или сделать специальную выборку – выбрать по одной строчке из сложных скороговорок:развитие речи

  1. Пыль по полю летит.
  2. Колпак под колпаком.
  3. Моет мылом мама раму.
  4. Мыши Маше мешали мыть Мишу.

Чтобы ребёнок лучше запомнил скороговорки, ему необходимо объяснить каждую из них. У детей хорошо развито образное мышление, и этим стоит воспользоваться. Расскажите ему, что означает слово «Колпак», и покажите наглядно, что значит выражение «Колпак под колпаком».
Не забывайте, что, помимо чёткости произношения звуков/слогов/слов, малыш должен произносить их по-разному, изменяя:

  • темп;
  • громкость;
  • высоту звуков.

Понимая различия в звучании произносимых им слов и слогов, ребёнок лучше овладеет техникой артикуляции звуков, сможет без труда управлять интонацией речи и воспроизводить её ритмический рисунок.

У малыша должно сформироваться внимание к воспроизведению звуков в его речи. В этом случае он быстро и легко сможет выражать свои мысли с правильной интонацией и произношением. В будущем это поможет ему в лексически и грамматически правильном построении предложений.

Словарный запас

У каждого человека есть свой словарный запас, который он пополняет в течение всей развитие речижизни. Вначале в него входят слова, которые человек слышит от родителей в процессе своего развития, далее его запас слов пополняется в зависимости от той среды, в которую он попадает. Сперва это ясли, детский сад, а затем – школа, техникум, ВУЗ. Специфика работы и социальная среда формируют большую часть словарного запаса человека в юношеские и зрелые годы.

Кроме того, учитывайте, что в словаре каждого человека есть:

  • Активный запас слов – слова, постоянно используемые на письме и в устной речи;
  • Пассивный запас слов – слова, которые человек усваивает на слух или при чтении, знает их значение, но практически не использует в речи.
  • Способности к обобщению. При этом количество слов пассивного запаса обычно в несколько раз превышает количество слов, составляющих активный запас.

У двухлетнего малыша слабо развиты навыки обобщения. Чтобы он усвоил новое слово, пополнив им свой активный словарный запас, он должен понимать связь между словом и объектом, который обозначается этим словом. Условия, при которых малыш может видеть один и тот же предмет, бывают разными, но он не должен ошибаться, называя название этого предмета. Например, слово «Мишка» может быть представлено в следующих видах:

Восприятие предмета
Тактильное

(поиск аналогии по образу, форме, размеру и материалу)

Визуальное

(поиск аналогии по образу, форме и цвету)

Звуковое

(поиск аналогии по звуку)

Мягкая/твёрдая игрушка,

статуэтка в виде медведя, костюм медвежонка (для малыша) и т.п.

Нарисованный медвежонок (на кубиках, на странице в книжке, на плакате, коврике или стенке и т.д.); например, малыш должен сам определить сходство между чёрным, бурым и белым медведем.

 

Запись рычания медвежонка (натуральное рычание, звуки из мультфильмов, воспроизведение звука родителями и т.д.).

Обращайте внимание малыша на то, что один и тот же предмет может быть выражен в разной форме, может быть окрашен в разные цвета. В процессе игры следует использовать не только разные условия предъявления предмета, но и добавлять речевые контексты относительно его расположения и действия (медвежонок сидит на дереве, спит речевое развитие дошкольникав берлоге, кушает лапой мёд, убегает от пчёл, сидит на пеньке и т.д.).

Игра с малышом в форме «вопрос-ответ» — это очень эффективный приём, способствующий активизации его пассивного словаря.

Каждый вопрос должен быть построен таким образом, чтобы, отвечая на него, малыш мог использовать разные части речи. Поощрять его однозначные ответы не следует – важно приучить малыша к тому, что его ответ на вопрос должен быть исчерпывающим, т.е. таким, чтобы не возникало необходимости задавать ему дополнительные вопросы.

Вопрос о предмете

К примеру, задавать ребёнку вопрос можно в простой форме: «Что/кто это?» – но его ответ должен быть максимально полным. Например, малыш может ответить так: «Это большая и лохматая собака», или же «Это собака, она сидит на бабушкином кресле». Если малыш скажет «Это собака», то такой простой ответ не стоит засчитывать как правильный.

Вопрос о действии предмета

Если вопрос задан относительно действия объекта, то достаточно спросить: «Что он/она делает?». Малыш может речевое развитие дошкольникаответить так: «Она (собака) сидит на кресле и ждёт еду (виляет хвостом, «улыбается», рычит, злится и т.д.).

Ответ «Она на кресле» засчитывать не стоит, поскольку тут же можно задать уточняющий вопрос: «А что она делает на кресле?». Малышу сложно будет найти быстрый и правильный ответ на этот вопрос, если у него скудный словарный запас и слабо развито воображение.

Вопрос о признаках предмета

Очень важно чтобы ребёнок умел не только правильно называть предметы, обозначать их действия, но и описывать их по определённым или характерным признакам. Если вы покажете ему картинки нескольких собак разных пород, он должен не только в каждой из них узнать собаку как таковую, но и описать (как умеет) характерные особенности каждой породы.

К примеру, у собаки речевое развитие дошкольникана первой картинке (предположим, у таксы) короткие и кривые лапы, длинное тело, низкий рост, длинные уши и хвост. Она чёрного (допустим) с подпалинами цвета (окраса). У собаки на второй картинке (королевский пудель) есть длинная кучерявая шерсть (как грива у льва) и голые (лысые) места. Пусть малыш опишет цвет её шерсти, рост, длину или форму ушей, хвоста и т. д.

По аналогичному принципу он должен уметь описать каждую картинку, которую вы ему покажете. Не беда, если малыш не знает какого-либо слова – попросите его показать аналогичный цвет или размер, длину и т.п. Когда он покажет вам сходство свойства собаки по аналогии с другим предметом, обязательно назовите ребёнку то слово, которое он вам «показал», чтобы он запомнил его.

Играем в пантомиму

В описании предметов ребёнку необходимо воображение, поэтому чаще играйте с ним в «пантомиму». Попросите его показать, как бабушка выходит из спальни или как папа пантомимаприходит с работы. Он легко сможет показать, как мама моет посуду или гладит бельё, а сестра/брат делает уроки. Лучшим вариантом игры будет, если, показывая какое-то действие, малыш будет проговаривать его значение.

Если вы попросите его показать предметы, которые можно мыть, он покажет вам тарелку, укажет на стол и пол, не забудет и про свои ручки. Объясните ему ещё раз, что одно и то же действие может быть применимо к разным предметам/объектам. Аналогичное задание по поиску одинаковых по цвету или размеру предметов будет для него не менее интересным.

Хорошо, если ребёнок усвоит, что с одним и тем же предметом/объектом также можно выполнять игра с ребенкомразные действия. К примеру, чашка – её можно мыть, переносить, переставлять, с ней можно играть, из неё можно пить, а можно её и разбить. Признаки и функции предметов малыш лучше будет запоминать при игре в сравнение предметов.

На первых порах вопросы, касающиеся сравнения сразу нескольких признаков, характерных предложенным предметам, будут казаться малышу сложными. На этом этапе он немного нуждается в вашей помощи, но при вашем добром участии ребёнок очень быстро включится в игру и вскоре будет самостоятельно сравнивать и описывать всё увиденное.

Упрощение и усложнение игры: наводящие и уточняющие вопросы

В том случае, если вы заметили, что малышу трудно подобрать правильное слово, чтобы ответить на ваш вопрос, помогите ему. Для этого достаточно переформулировать вопрос или задать его в уточняющей форме. Например, речевое развитие дошкольникамалыш не может ответить на вопрос «Для чего нужны ножницы?» – спросите его иначе: «Что режут ножницами?». Если и в этот раз не получите ответа, предложите ему показать то, что можно разрезать этим инструментом.

Существует способ, который поможет ребёнку легко запомнить любое слово. Для этого ему необходимо задавать вопросы, упрощающие процесс запоминания. Сначала спросите его: «Собака спит или играет?», «Собака сидит или стоит?» или «Собака чёрная или рыжая?», «Собака белая или коричневая?» и т.д. Это категория вопросов, в которых уже заложен правильный ответ.

Малышу остаётся только сделать правильный выбор – выбрать реальный цвет животного и указать его действие/позу.
Развить словарный запас и речь ребёнка будет проще, если пользоваться достаточным набором вспомогательных и обучающих методических пособий: картинок, книжек с речевое развитие дошкольникарисунками, игрушек.

Картинки должны содержать в себе рисунки предметов, которыми мы пользуемся в обычной жизни, а также рисунки или фотографии животных (птиц, насекомых, зверей), растений (овощей, ягод, фруктов).

На картинках также должны быть изображены люди разного возраста, пола и профессии. Важно иметь под рукой карточки «всех цветов радуги», всех сезонов года (с изображением солнца, снега, дождя, осенней листвы, ветра, мороза, цветущего лета, весны, цветы различных сортов и т.д.). Особое внимание следует уделить не столько названиям предметов и людей, сколько наличию на картинках характерных им признаков или действий.

Формируем грамматически правильную речь

Без навыка грамматического построения речи ребёнку сложно будет общаться с другими людьми – правильно воспринимать чужую речь и внятно выражать собственные мысли.

Процесс формирования грамматически правильной речи тесно связан с теми навыками, что были получены ранее в игровой форме и предметной деятельности.
Также на качество речи влияет способность ребёнка к активизации собственного словаря, его регулярное обогащения новыми словами.

Грамматические формы речи

Двухлетний малыш склонен к речевое развитие дошкольникаактивному подражательству действиям и речи взрослых людей, в результате чего он усваивает многочисленные грамматические формы.

Ошибки, которые можно услышать в речи ребенка этого возраста, не следует воспринимать критически: это не ошибки, а его попытки самостоятельно строить предложения и способ выражать собственное мнение.

Формы существительных

В возрасте 2,5-3 лет малыш впервые самостоятельно начнёт употреблять в своей речи существительные во множественном числе. Близкие по звучанию (вилка – вилки; кошка – кошки и т.д.) слова в единственном и множественном числе ребёнок будет различать за счёт совершенствования фонематического слуха, а также благодаря достаточно развитому речевое развитие дошкольникапредставлению о единстве и совокупности различных предметов.

В игровой форме малышу следует предоставлять возможность воображать и рассуждать, задав определённую тематику игры. К примеру, пусть игра заключается в том, что ему предстоит принимать у себя в гостях лесных обитателей. Все они со своими семьями придут к нему в гости и принесут подарки. Предложите ребёнку перечислить, кто именно из лесных зверей посетит его дом и что принесёт ему в подарок. Важно, чтобы в своём рассказе он употреблял существительные во множественном числе и подробно описывал их свойства (признаки).

Глагольные формы, согласование глаголов

Помочь малышу научиться согласовывать существительное с глаголом прошедшего времени можно на примере одной из его любимых сказок. Больше всего для этого подойдёт всем известная русская сказка «Теремок». Для лучшего восприятия игра должна сопровождаться соответствующими декорациями.

  • Вырежьте из картона «теремок» с окошками и дверью, пригласите малыша помочь вам красиво разукрасить его. После этого необходимо будет собрать всех персонажей, фигурирующих в этой сказке (можно взять небольшие игрушки или фигурки зверей или нарисовать их на картоне и вырезать). Далее начинайте рассказывать сказку и намеренно ошибайтесь, чтобы малыш поправлял вас. Главное, чтобы в процессе игры он правильно согласовывал существительные с глаголами.

Подобные игры хороши тем, что развитию речи можно уделить внимание перед сном, на прогулке в парке, по пути домой и т.д.

  • Пусть малыш управляет животными, которые просятся пустить их в теремок, а вы будете «заведовать» дверью. Например, не спешите открывать дверь теремка животному, если малыш неправильно согласовывает существительное с глаголом или на ваш вопрос «Кто, кто пришёл в теремок?» отвечает однозначно: «Мышка» (или «Это я – Мышка»), а не «Это Мышка пришла».

Аналогичным образом в дальнейшем происходит обучение малыша согласованию существительных и глаголов.

Изучение и использование предлогов

В начале третьего года жизни ребёнку пора осваивать предлоги. Обучение также должно протекать исключительно в игровой форме. Самая лучшая игра для этого – прятки: в них можно играть всей семьёй, а можно выбрать небольшую игрушку и прятать её в разных (но безопасных!) местах квартиры.

Когда малыш будет речевое развитие дошкольникаискать игрушку, он должен озвучивать те места, где не смог её обнаружить. Например, малыш ищет свою игрушечку на столе, под столом, за столом, в столе, у стола и т.д. относительно каждого предмета, где он будет производить поиск.

Помимо этого, предлоги можно изучать в процессе еды, обговаривая с малышом, какая посуда стоит на столе, что находится в посуде, где лежит хлеб, ложка, салфетка и т.д. Пусть ребёнок помогает вам сервировать стол, а вы будете говорить ему, что и куда ставить на столе, и контролировать, всё ли он сделал правильно.

Управление интонацией

Свою мысль малыш должен уметь высказывать не только грамматически правильно, но и понятно для окружающих. речевое развитие дошкольникаОдной из форм, усиливающих речь, значение сказанного и разграничивающих синтаксические единицы, является интонация, прежде всего являющаяся элементом синтаксиса.

Основными интонационными конструкциями в русском языке считают лишь шесть их типов, каждому из которых характерена своя схема, конкретный слог, несущий логическое, фразовое или тактовое ударение. Различают также пред- и постцентровую части (в некоторых случаях они отсутствуют). Кроме того, из большого числа типов интонации выделяют следующие её формы:

Форма интонации Проявление в речи Пример
Вопросительная

 

Выражается повышенным тоном в начале речевой конструкции и понижением его в конце конструкции

(попросту – вопрос).

Папа пришёл с работы?

На улице идёт снег?

 

Восклицательная Выражается пониженным тоном в начале речевой конструкции и повышением его в конце конструкции

(попросту – восклицание).

Как красиво он танцует!

Ах, какое яркое солнце!

Повествовательная Высказывание, предложение или рассказ произносится с ровной, размеренной и спокойной интонацией

(это передача информации без какой-либо эмоциональной окраски относительно чего-то увиденного, прочитанного или услышанного).

У Лукоморья Дуб Зелёный.
Златая цепь на Дубе том.
И днём, и ночью Кот Учёный,
Всё ходит по цепи кругом.

Главные функции интонации:

  • Помогает различать разнотипные предложения;
  • С её помощью можно выразить субъективное или нейтральное отношение касательно цели высказывания;
  • Позволяет использовать в речи разнообразие эмоциональных оттенков.

Чтобы развить нормальные речевые навыки у ребенка, необходимо помочь ему стать наблюдательным, терпеливым, способным изучать, выделять и обобщать информацию, которую он получает.

Он должен уметь речевое развитие дошкольникавыделять главное – суть предмета или явления, его характерные признаки, действие и влияние на другие объекты.

Диалогическая речь (заключающаяся в простых ответах на вопросы), характерная для детей 2-3 лет – это лишь подготовительная среда к изучению ими монологической речи (способности выражать собственное мнение через рассуждение), характеризующейся связными и логическими высказываниями.

  • Для повышения эффективности обучения важно:
  • Каждый раз поощрять малыша и не лениться объяснять ему повторно то, что он никак не может усвоить. Лучше с этой целью прибегать к игровой тактике обучения, особенно вместе с его сверстниками. В этом случае между детьми быстрее будет установлен диалог, способствующий быстрому овладению малышом навыков активного общения и устной речи;
  • Взрослые, окружающие малыша, должны сами говорить грамотно, не путая грамматические формы частей речи. Они должны высказываться ясно, выразительно и содержательно, а главное – доступно пониманию малыша;
  • На этапе обучения ребенка не рекомендуется употребление родителями слов-паразитов, какого-либо сленга, матерных слов и упрощённых словоформ. Если родители сами не речевое развитие дошкольникаумеют говорить правильно, им очень сложно будет научить своего малыша правильному и красивому русскому языку;
  • Не стоит упускать из виду, что уровень общения и общительности малыша напрямую зависит от домашнего воспитания. Если в семье не поддерживается необходимый уровень культуры, ребёнку трудно будет адаптироваться в кругу его сверстников и в социуме;
  • Контроль качества усвоенного ребёнком материала, полученного в ходе речевого обучения, можно осуществлять, наблюдая за его самостоятельными играми и прислушиваясь к его репликам по ходу игры;
  • Важную роль в обучении стоит отводить чтению художественной литературы, заучиванию стихотворений и детских песен. Чтение необходимо подкреплять другим интересом – показом картинок и рисунков из книги, чтобы сформировать прочную связь между тем, что он слышит и видит;
  • В процессе пассивного или активного чтения у ребёнка формируется навык отслеживания событий, развивается воображение и фантазия, улучшается логическое мышление, усиливаются эмоциональные переживания;

Эмоции ребёнка – это его реакция (отклик) на полученную информацию.

Любой вид деятельности, с которым девочка с книгамисталкивается малыш от его рождения до трёхлетнего возраста, способствует накоплению им опыта взаимодействия с людьми и объектами живой/неживой природы.

Разнообразные навыки, полученные ребёнком на каждом этапе развития – это опыт, который ему необходимо закреплять и реализовывать в процессе общения и познания мира.

Опыт речевого общения становится для ребёнка жизненной необходимостью, он влияет на его поведение, интересы, стремления и желания – словом, способствует формированию его личности.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий