Восприимчивость ребенка к обучению в сенситивный период развития

Вы замечали, как хорошо маленькие дети запоминают информацию? Они могут пересказать сказку почти что слово в слово. Движения танца или иностранный язык – все схватывается на лету. Вы с тоской вспомните про это время, когда в первом классе ваш малыш сенситивное развитиечасами будет зубрить стихи. Поэтому период времени, когда все дается так легко, нужно использовать правильно.

Существуют особые, сенситивные периоды развития ребенка. В такой момент важно сосредоточиться на его правильном обучении. Конечно, работать с детьми нужно по особой технологии. Тогда активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание, запоминание и легкое обучение. Вы удивитесь, какие успехи будет делать ваш малыш! В раннем возрасте учеба похожа на игру, так что ему понравится такой вид занятий.

Что такое «сенситивный период»

Психологи доказали, что маленькие дети очень восприимчивы к обучению, особенно в определенные моменты жизни. В такие моменты создаются почти идеальные условия для того, чтобы развивалась наша психика. Такие же периоды существуют и для физического развития. Главное – не упустить их. Например, от 1,5 года до 3 лет — сенситивный период развития речи. Если в это время способствовать обучению малыша, то не будет никаких проблем и задержек в развитии. Он быстро усвоит новое, ведь сейчас его психика сосредоточена именно на речи. В этот период у него есть потребность в выражении своих чувств и общении с другими людьми.сенситивное развитие

В основе сенситивного подхода к обучению лежит очень простая закономерность. В определенном возрасте психика особо чувствительна к изменениям внешней среды и поддается влиянию. Конечно, для каждого ребенка это индивидуально. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то чуть позже, но сконцентрироваться нужно именно на том времени, когда потребность мозга в речи возрастает. Точно так же с иностранными языками, развитием логики, мышления и воображения. В сенситивный период психика ребенка способна подстраиваться под новые обстоятельства без трудностей.

Сенситивные периоды охватывают все сферы развития ребенка. Они существуют для того, чтобы подготовить его к будущей взрослой жизни. Ученые считают, что после 8-10 лет существуют другие, уже взрослые сенситивные периоды. Пока еще тяжело определить их точно, ведь развитие взрослого человека идет значительно медленнее, а коридор для нового навыка становится гораздо уже. Но разве это мешает узнавать новое? Человек учится всю жизнь, так что, возможно, скоро мы сможем делать это в разы эффективнее.

Техника Монтессори

Существует известная техника для раннего развития. Ее основатель — Мария Монтессори. Эта женщина родом из 19 века, но до сих пор ее система обучения малышей признается одной из лучших. Эффективность ее в том, что знания подаются в простой игровой форме и именно тогда, когда мозг готов их принять. Сенситивные периоды используются для обучения речи, письму, математике, творческой деятельности и спорту.сенситивное развитие

Уникальность системы Монтессори в том, что ребенок обучается практически сам. Не к этому ли мы стремимся? Заинтересовать малыша, предложить ему все необходимое для занятий и наблюдать, как он сам познает новое, получает знания. Главное, что это желанный процесс. Ребенок учится на собственном опыте. Вся техника основана на том, что личность «строит» себя сама. Малыш сам выбирает занятия, которые ему по душе.

Монтессори наблюдала за детьми и выяснила, что до 7-8 лет их мозг работает на «впитывание» информации. Не всегда ребенок запоминает важное, но всегда то, что ему интересно. Все зависит от правильной подачи материала. Любой урок можно сделать захватывающим, интересным. Тогда автоматически мозг ребенка эти знания систематизирует как полезные. В правильный момент времени получить полезный опыт — бесценно для развития личности. А эти самые правильные моменты и есть сенситивные периоды.

Периоды развития

Психологи разбили первые 10 лет жизни ребенка на 5 основных сенситивных периодов. Возраст везде дан приблизительный (+1-2 месяца), ведь все дети индивидуальны.

  • 1,5-3 года. Время для пополнения словарного запаса. В этот период предлагается подключить еще один язык для изучения. Это совершенно не запутает ребенка, а, наоборот, поможет систематизировать знания.
  • 3-4 года. Осознанный период. Ребенок начинает задумываться, готовится к письму как к еще одному способу выразить собственное «я».
  • 4-5 лет. Интерес к форме и размерам предметов, их сенситивное развитиекачественным различиям. Сейчас активно развивается логическое мышление – можно подключать занятия математикой или музыкой.
  • 5-6 лет. Развитие физических возможностей, интерес к спорту.
  • 8-9 лет. Время для воображения и творческой деятельности. Еще один пик развития способностей к изучению языков.

Использовать это время или нет — зависит в первую очередь от желания родителей. Не все знают о технике правильного развития детей, но большинство родителей уже согласились: сенситивные периоды действительно приносят свои плоды, если активно заниматься.

Не стоит перегружать малыша. Если вы видите, что ему сейчас тяжело по каким-то причинам, то лучше дайте ему время. Например, при адаптации к детскому саду или начальной школе. Это время не всегда простое, особенно для тех деток, которые отличаются интровертностью.

Языковой феномен у малышей

С самого детства мы слышим слова – чаще всего на родном языке. Язык мы не знаем – мы выучиваем его благодаря тому, что слышим каждый день. У нас есть пример произношения всех букв, слогов и звуков. Мозг формирует языковой центр родного языка. Мы не задумываемся о том, как говорим на нем. Затем уже взрослый человек, пусть даже лет в 16-17, начинает учить другой язык. Что происходит? Наш мозг пытается впихнуть его в тот же центр, отвечающий за родную речь. Нам тяжело, ведь приходится отделять один язык от другого.

Если начинать учить язык рано, пока еще не сформировался сенситивное развитиеполностью центр родного языка, малышу будет гораздо легче. В период 1,5-3 лет возможны настоящие языковые чудеса. Дело в том, что в этом возрасте мозг сформирует два языковых центра. Для родного языка один, а для иностранного — другой. Чудо в том, что даже если вы учите два языка параллельно, то для каждого из них наш мозг найдет место. А это значит, что обучение языку упрощается. Не приходится «разгребать» завалы слов и значений всех языков в одном месте. Все аккуратно распределено — каждый язык имеет свой центр.

В 3 года иностранный язык дается легко. Запоминаются песенки, стихи, слова и фразы. Просто уделите этому как можно больше внимания, если хотите развить у ребенка любовь и способности к иностранным языкам. Это будет получаться легко, само собой. Именно благодаря этому дети из смешанных семей говорят на двух-трех языках без проблем и затруднений. Сегодня существует множество дошкольных учреждений, которые занимаются с малышами по методу Монтессори.

Наилучшее время для психического развития

Родители должны помнить, что если сенситивный период был пропущен, то дальнейшее формирование какого-либо навыка будет проходить нормально, но с большими трудностями для ребенка. Это не значит, что если в 2-3 года вы не начали учить иностранные языки, то потом малыш будет к ним неспособен. сенситивное развитиеНет, просто потом мозгу понадобится гораздо больше усилий для обработки нового навыка. Сенситивность сегодня трактуют как наилучшие условия для обучения и развития. Почему бы и нет? Просто попробуйте позаниматься с малышом по этой методике.

Сейчас психологи и ученые разрабатывают новые подходы к процессу психического развития ребенка. Вне зависимости от национальности, пола и расы эти процессы проходят с одинаковой интенсивностью у всех детей. Сенситивный период — это граница, которая показывает, что очередной этап усложнения психической деятельности завершен. Теперь, используя накопленный опыт, малыш перейдет на следующий уровень. Как раз 3 кризисных возраста (1, 3, 7 лет) являются примерными границами смены периодов. В этот момент психика перестраивается.

Сенситивные периоды физического развития

Физическое развитие характеризуется равномерностью протекания. Ребенок не может перейти к более сложным сенситивное развитиевещам, пока не освоит простые движения, мелкую моторику. Период развития 5-6 лет идеально подходит для начала занятий спортом. Речь не идет просто о физкультуре или физических упражнениях. Если вы видите предрасположенность к спортивной деятельности — этот период считается идеальным для начала серьезных занятий. Спортивная деятельность необходима телу, ведь благодаря ей кровь лучше насыщается кислородом, а это полезно мозгу и всем органам.

Врачи рекомендуют уже с одного годика начинать простые упражнения. Это помогает малышам по многим причинам, одна из них — выплеск энергии. Иначе ребенок будет перевозбужден, не сможет вовремя заснуть. Чем дальше идет развитие, тем большая потребность в кислороде для работы мозга существует. Физическое развитие проходит ступенчато. Оно затрагивает все сферы жизни, в том числе эмоциональную. Необходим достаточный уровень эмоционально-волевого развития для понимания основ спорта и соревновательной деятельности.сенситивное развитие

Сейчас главное — развивать прыжки и точные движения. Этот сенситивный этап характеризуется быстрым освоением навыков, таких как скорость, чувство расстояния, физическая сила, гибкость, активность суставов. Ребенок достаточно взрослый для занятий и самокритики. Это помогает еще и психическому развитию. Вообще, все сенситивные периоды связаны между собой, ведь развитие идет планомерно.

В возрасте 5 лет у детей уже хорошая координация. Также они могут держать равновесие, совершать более сложные моторные движения. Позвоночник и кости все еще остаются мягкими. С одной стороны, это хорошо, например, для занятий гимнастикой. С другой — всегда есть опасность деформации костей. Квалифицированный тренер знает, как избежать этого. Потому лучше всего отдать малыша в спортивную секцию к профессиональным педагогам.

Время для развития речи

Этот период один из самых длительных. Формирование речи начинается практически с рождения, когда выражать свои простые потребности малыш может криком. Потом, с каждой неделей, месяцем и годом, речь становиться более осмысленной и правильной. Психологи доказали, что дети ребенок до годапонимают речь прежде, чем начинают говорить. Слова и звуки, слышимые вокруг, откладываются у них в голове, запоминаются. Чем больше словарный запас в пассиве, тем больше желание говорить. Этот процесс необходимо мотивировать. Если нет потребности выражать свои мысли или отношение к чему-то, то нет и потребности говорить.

Стимулировать эту потребность необходимо в правильное время (сенситивный период речи) и правильными методами. Не говорите с малышом на его детском языке, обращайтесь по имени, используйте простые слова и фразы для того, чтобы ему было легче. Но всегда нужно повторять слова правильно, если ребенок коверкает их. Не акцентируйте на этом внимания, а лишь повторите для него слово четко и медленно. Так он быстрее научится выражать свои чувства словами. Это необходимо для успешного психического развития.

В период речевой сенситивности необходимо делать акцент на расширение словаря ребенка. Учите его названиям цветов, месяцев, предметов и явлений. Сейчас ему легче всего усвоить это и запомнить. Все должно быть наглядным: читая сказки, показывайте детям изображения, описывайте то, что происходит на картинке. В период развития речи очень важно помогать ребенку подбирать слова, ведь он их пока попросту не знает. Давайте подсказки и учите слова вместе.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий