Как происходит развитие ребенка в 2 года? Физически малыш развивается не так стремительно, как до года, зато эмоциональное и интеллектуальное развитие протекает более чем активно. Нормальный двухлетний ребенок многое умеет, многим интересуется и стремится узнать еще как можно больше. Он уверенно ходит, бегает, преодолевает несложные препятствия, придумывает игры сам и играет со сверстниками.
В 2 года вес детей будет зависеть от их активности, половой принадлежности, режима питания. В среднем мальчики в этом возрасте весят от 11 до 14,5 кг, тогда как девочки от 10,8 до 14 кг. Рост мальчиков колеблется в пределах 83-93 см, девочек — 84-90 см.
Двухлетний малыш часто способен самостоятельно пользоваться горшком, по крайней мере когда речь идет о «маленьких делах». С «большими делами» на горшке у детей этого возраста могут быть проблемы, поэтому родителям нужно набраться терпения и подождать, пока малыш будет готов воспользоваться горшком и в этих случаях.
Как происходит познавательное развитие малыша в 2 года?
В 2 года развитие ребенка позволяет ему справляться с заданиями на различие и классификацию предметов по определенным признакам:
- размерам;
- форме;
- цвету;
- материалу изготовления;
- назначению.
Малыши играют с игрушками-вкладышами, правильно соотносят плоскостные изображения с аналогичной объемной фигурой. Дети в этом возрасте способны собрать матрешку или пирамидку в показанном взрослыми порядке, построить башню из пяти-шести кубиков одного цвета. Если предложить малышу бумагу и карандаш, он сможет нарисовать разные линии, круги, отдельные фигуры, комментируя то, что рисует.
- Как развивается игровая деятельности у детей?
- Особенности социально-эмоционального развития двухлеток
- Как развивается речь в 2 года?
- Как развивать малыша?
- Как ускорить развитие речи?
- Разучиваем цвета
- Рисование и лепка для развития малыша
- Приобщение крохи к музыке
- Активизация игровой деятельности
- Медицинский контроль в 2 года
Как развивается игровая деятельности у детей?
Развитие детей в 2 года позволяет им совершенствовать игровую деятельность, которая теперь может состоять из нескольких последовательных действий. Так, для малышей не составит труда выловить из воды с помощью сачка любимую игрушку, собрать мозаику или крупные пазлы.
Примечательно, что ребенок самостоятельно придумывает, во что он будет играть, учитывая наличие доступных для него игрушек. Так, например, если возле малыша коробка с кубиками, он обязательно начнет из них строить, детская посудка — приготовит еду для игрушек, подражая взрослым и соблюдая алгоритм из нескольких действий.
Развитие двухлетнего малыша позволяет ему принимать участие в играх с детьми его возраста.
Особенности социально-эмоционального развития двухлеток
Двухлетний малыш эмоционально достаточно активен, с удовольствием выполняет ряд самостоятельных действий, особенно если его начинания положительно оценивают взрослые. Особенность малышей в этом возрасте — проявление упрямства и настойчивости, отказ от продолжения работы при неудаче. Нередкими для малышей являются проявления агрессии, капризности, выражаемых в крике, плаче и активной жестикуляции. Чаще всего кроха злится и расстраивается, если:
- взрослый настаивает на выполнении ненавистного для него задания;
- ему запрещают что-либо брать, делать и пр;
- старается привлечь к себе внимание, чувствуя себя одиноким.
Также не всегда адекватно себя ведут двухлетние дети, пытаясь подражать поведению других детей без предварительной оценки этого поведения.
Эмоциональное развитие ребенка протекает активно и проявляется следующим образом:
- малыш в ответ на агрессию взрослого протестует и отказывается слушаться;
- кроха не всегда готов к общению с малознакомыми людьми, может плакать, прятаться, игнорировать обращения к нему;
- ребенок сильно зависит от одобрения и внимания взрослых;
- при расставании с близкими сильно плачет;
- находясь в хорошем настроении, малыш активно жестикулирует, смеется;
- окрашивает речь интонациями;
- радуется,
когда получается произнести новые слова;
- проявляет интерес к искусству, пению, разного рода развлечениям;
- увлеченно и сосредоточенно смотрит мультики и пр.
Кроме того, дети в 2 года уже пробуют давать оценку поступкам и поведению окружающих, способны сопереживать, заботиться о домашних питомцах или растениях, подражая взрослым, проявляя инициативу. В поведении малышей проявляется некая сдержанность и ответственность, а также готовность прислушиваться к взрослым, следовать их советам.
Как развивается речь в 2 года?
Главное достижение ребенка в возрасте двух лет — это более совершенное понимание речи, чем раньше. Теперь малыш в состоянии понять, о чем говорят взрослые, и даже мысленно себе это представить. Если спросить кроху о том, что он недавно видел или пережил, он с удовольствием попробует ответить.
В активной речи двухлетнего ребенка содержится уже около 300 слов, но, даже если это количество значительно меньше, родители не должны беспокоиться.
Да, большинство малышей к этому возрасту уже способны говорить не только отдельными словами, но и фразами, с использованием предлогов и местоимений, но это не значит, что те, кто пока не заговорил, имеют какие-то отклонения в развитии. Стоит уделить общению и занятиям с такими ребятами чуть больше времени, подталкивая их к разговору, и все обязательно получится – конечно, если причина задержки речевого развития не связана со здоровьем крохи.
Дети в 2 года довольно успешно разучивают стихи и песенки вместе с родителями, договаривая последние слова или даже целые строчки, способны называть изображенные на картинках предметы, начинают использовать в речи вежливые слова, такие как «здравствуйте», «спасибо», «будь здоров» и пр.
Как развивать малыша?
В 2 года прогрессирует психическое и физическое развитие ребенка, и он всеми силами стремится проявить свою самостоятельность. Кроха знакомится с окружающим миром, тренирует моторику, учится правильно говорить. В этот период самое время включаться в процесс развития малыша, деликатно подталкивая его в нужном направлении.
Заниматься с ребенком нужно только в периоды, когда он хорошо выспался, не голоден, находится в приподнятом расположении духа. Если у малыша нет настроения, занятия лучше отложить на более поздний период, так как результата они все равно не принесут.
Стоит помнить о том, что внимание у двухлетних малышей кратковременно, поэтому занятия должны вызывать интерес и длиться не более 10-15 минут. В процессе обучения крохи важно найти путь для раскрытия его потенциала, а также для развития:
- мышления;
- внимания;
- памяти.
Кроме того, по ходу занятий с ребенком нужно уделить внимание:
- пополнению словарного запаса;
- тренировке моторики, как мелкой, так и общей;
- развитию тактильных навыков;
- развитию воображения и умения логически мыслить.
Как ускорить развитие речи?
В 2 года малыш способен некоторое время внимательно рассматривать картинки, поэтому задача взрослых — использовать заинтересованность малыша и, показывая ему картинки, рассказывать об изображениях на них, задавать вопросы, подталкивая кроху к диалогу.
Двухлетние малыши с удовольствием слушают сказки, где одни и те же фразы и элементы повторяются несколько раз. Чтобы стимулировать кроху к заучиванию стихов, нужно почаще ему читать одну и ту же сказку, замолкая на последних строчках и предлагая продолжить.
Также для ускорения развития речи нужно постоянно разговаривать с малышом, как дома, так и на улице, описывая свои действия, поведение окружающих людей и животных.
Как способствовать развитию логико-математического мышления?
В 2 года малышу уже можно начинать объяснять пространственно-временные понятия – естественно, в форме игры. Привлекать к игре можно членов семьи и игрушки. Ближе к концу второго года кроха уже может различать такие понятия, как «вечер», «утро» или «день», также можно поработать с ним над закреплением понятий «обед», «завтрак», «ужин». Делать это можно, обращая внимание ребенка на свет за окном утром, в полдень и вечером на прогулке, а также на время приемов пищи.
Отлично способствуют развитию логико-математического мышления игры с группированием предметов. Крохе можно предложить разделить овощи и фрукты по лоткам, кубики по цветам, игрушки по какому-либо присущему им признаку.
Может показаться странным, но развитие двухлетнего ребенка позволяет ему начинать обучаться счету. Конечно, ни о каких цифрах еще речь не идет, но можно начинать считать все, что попадается на глаза дома, на улице, загибая пальчики вместе с мамой. Такие занятия обязательно доставят крохе удовольствие!
Разучиваем цвета
В 2 года внимание ребенка можно и нужно обращать на цвета окружающих его предметов. Делать это нужно ненавязчиво, играючи, используя яркие карточки и игрушки. Также обучать кроху цветам можно дома и на улице, просто называя цвет каждого увиденного предмета.
Чтобы проверить, как малыш закрепил информацию, время от времени можно задавать ему наводящие вопросы о цветах окружающих его предметов, игрушек, деликатно исправляя ошибки.
Рисование и лепка для развития малыша
Сразу отметим, что оба вида деятельности способствуют развитию целого ряда качеств крохи, начиная от мелкой моторики и заканчивая воображением, креативным мышлением, терпением и усидчивостью. В процессе рисования ребенок учится выделять отдельные признаки предметов, фантазирует, старается довести начатое до конца.
Начинать рисовать можно с пальчиковых красок, которые малыши просто обожают. Далее переходите на мелки, а к концу второго года можно попробовать вложить в ручку крохи карандаш или фломастер, предложив нарисовать или раскрасить что-то определенное.
Лепкой с двухлетним крохой также нужно заниматься как можно чаще, особенно когда погода за окном не позволяет выйти на прогулку. Лепить можно не только из пластилина, но и из соленого теста и глины. Для начала можно предложить крохе лепить из готовых деталей, со временем же он сможет справляться самостоятельно, вылепливая по образцу, следуя инструкциям старших или сооружая нечто, являющееся плодом фантазии детского ума.
В ходе занятий лепкой пальчики малыша будут получать необходимую им нагрузку для развития, что в свою очередь не только откроет перед ним новые возможности, но и будет способствовать более ускоренному развитию речи.
Приобщение крохи к музыке
В раннем возрасте детские души очень чувствительны к музыке, и взрослые должны этим пользоваться, приобщая детей к миру искусства. Обычно малышам больше всего нравятся позитивные мелодии и веселые песни с понятными словами. Время от времени им можно включать детские песни и необычные мелодии на основе звуков природы, по окончанию обсуждая прослушанное.
Как вариант, малышам можно на непродолжительное время включать музыкальные мультфильмы, соответствующие их возрасту.
Активизация игровой деятельности
Движение — это то, из чего состоит наша жизнь. Поэтому спокойные игры для развития усидчивости и внимания нужно чередовать с подвижными, как дома, так и на улице. С крохой можно играть в прятки, жмурки, в игры с мячом.
Особенно двухлетние малыши любят заниматься с песком и водой. Чтобы сделать такие игры более подвижными, можно придумать примитивные эстафеты, предлагая, например, наперегонки перенести ведерко с водой от цели до цели или построить дорожку из песка, по которой можно будет добраться до цели.
Стоит не забывать о том, что дети в 2 года больше всего мечтают о том, чтобы как можно больше приобщиться к миру взрослых. Именно поэтому предметы из этого мира для них являются самыми интересными и долгожданными игрушками.
Будет лучше, если родители заранее позаботятся о том, чтобы у ребенка был доступ к «взрослым» предметам, не представляющим для него опасности. Пусть у крохи появится маленький удобный для него веник и ведерко для мытья полов, щетка для чистки обуви и даже собственный, пусть и вышедший из строя, телефон. Забавы с такими игрушками принесут немало удовольствия малышам, будут способствовать их общему развитию.
Медицинский контроль в 2 года
В 2 года малыш уже не нуждается в пристальном медицинском внимании, по крайней мере в таком объеме, как на первом году жизни. У педиатра кроха будет бывать только в случаях, когда это будет действительно необходимо: для положенной вакцинации или осмотра и назначения лечения во время болезни.
В отдельных случаях при наличии показаний ребенку прописывают посетить специалистов, таких как логопед, психолог, эндокринолог, хирург и т.д.