Для того чтобы занятие по речевому развитию в подготовительной группе дало эффективные результаты, важно позаботиться о создании развивающей среды, где растет ребёнок, и благоприятной для этого атмосферы. Прежде чем описать нюансы работы с детьми в этом возрасте, остановимся на особенностях становления речи в 6-7 лет.

Каждое занятие, направленное на развитие речи, должно помогать детям учиться правильно воспринимать объяснения учителя. В этом возрасте дошкольники должны уметь выделять основные признаки предметов, проводить сравнительный анализ предметов, указывать на схожие признаки, объединять предметы и явления в группы в соответствии с общим признаком.
Нужно понимать, что все вышеописанные действия ребёнок сможет выполнить, если его словарный запас будет достаточно богатым. Поэтому над пополнением активного словаря нужно начинать работать с раннего возраста.
На что направлена словарная работа
Занятия по развитию речи в группе по подготовке к школе обязательно подразумевают собой акцент на словарную работу.
У большинства старших дошкольников активный словарь разнообразный и богатый. Однако нужно учитывать, что между общеизвестными значениями слов и теми значениями, которые сложились в голове у ребёнка, есть огромная разница. Именно эта «семантическая микросистема» и будет при содействии взрослых расширяться и уточняться со временем.

Занятие по ходу словарной работы должно включать в себя определение синонимов и антонимов, которые особенно увлекают старших дошкольников поиском противоположных значений. Активно работая с антонимами, дети в подготовительной группе получают возможность развивать умение сравнивать, глубоко и пространственно мыслить.
Интересное занятие для старших дошкольников по подбору антонимов – упражнение, требующее окончить фразу, например «Эта собака большая, а эта…» и так далее.
Овладев словарём, ребёнок должен не только его усвоить и понять, но и научиться активно использовать. Только тогда можно будет говорить о богатом словарном запасе старшего дошкольника. Добиться использования активного словаря ребёнком в подготовительной группе — это основная задача взрослых на этом этапе его развития.
Помимо общеупотребительной лексики, входящей в активный словарь, он должен регулярно пополняться образными выражениями, которые дети используют во время пересказа сказок и рассказов, игр, ролевых представлений.
Самый доступный и эффективный способ обогатить активный словарь — использование художественной литературы с динамичным сюжетом и логичными поступками главных героев.
Чтобы обороты из этих произведений попали в словарь старшего дошкольника в полном объеме, нужно разбирать с ним отдельные художественные детали, акцентировать внимание на новых словах, закрепляя их, разбирать сюжет произведения, донося смысл до детей в случае недопонимания.
Грамотная речь
Еще одно не менее важное занятие, чем пополнение активного словаря, — уточнение и активизация речи с помощью специальных лексико-грамматических игр.
Большая их часть будет направлена на формирование:

- способности правильно использовать несклоняемые существительные;
- умения правильного использования существительных множественного числа в родительном падеже;
- способности связывать слова в предложения с учетом рода и числа;
- умения образовывать существительные, используя суффиксы и приставки для создания глаголов.
Педагог, обучая дошкольников использовать сложные формы предложений с помощью наводящих вопросов, требующих развернутых ответов, должен принимать во внимание, что в обычной жизни у детей редко возникает такая необходимость.
Формирование звуковой культуры речи

Развитие фонематического слуха и внимания у детей происходит на седьмом году жизни. В этом возрасте большая часть малышей легко справляются с произношением основных звуков родного им языка. Более того, в этом возрасте они учатся определять звуки, влияющие на изменение значения слова, например: бак — рак, лук — сук, сок — сон и пр.
Чтобы усилить развитие слухового внимания, детям можно дать задание, в рамках которого им нужно будет подобрать слова с одинаковым первым слогом, после чего проговорить около 10-12 новых слов из словаря вслед за педагогом с обозначением их смысла.
Также можно будет поработать над улучшением слуха у детей, подбирая вместе с ними рифмы к словам, фразам и строчкам.
Работать с дошкольниками нужно с акцентом на развитие слухового внимания, используя скороговорки.
Обучение связной речи
Занятия по развитию связной речи способствуют:

- развитию способности говорить красиво, интересно, связно, описывая события из своей жизни;
- умению соблюдать логическую цепочку по сюжетной линии;
- способности улавливать связь в речи между отдельными явлениями и событиями и делать выводы;
- умению оценивать поступки и явления, описываемые окружающими, а также адекватно оценивать поступки
- персонажей в художественной литературе;
- способности говорить достаточно громко, внятно, с правильной интонацией.
Развитие у детей умения говорить связно — это сложное задание для педагогов. Стоит быть готовыми к тому, что на начальном этапе в процессе работы над развитием связной речи у старших дошкольников их рассказы не будут отличаться логичным сюжетом и интересным содержанием.
Первые творения старших дошкольников обычно переполнены личными местоимениями, повторами, предлогами и союзами. Со временем дети научаться строить более связные и логичные тексты, и тогда можно будет усложнять им задания.
Обучение грамоте: как подготовить детей
В занятия по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте входит первоочередное формирование у них представления о слове и предложении в целом. Дети в подготовительной группе должны научиться вычленять отдельные слова из предложения. Можно превратить занятие в игру, предлагая малышам посчитать слова в предложении или же расставить слова в правильном порядке, создавая логическую цепочку.
Художественная литература: влияние на развитие речи

Детей перед школой можно и нужно приобщать к чтению художественных книг с целью развития речи, мышления, воображения и памяти. В этом возрасте ребята проявляют повышенный интерес к книгам определенного жанра, с удовольствием посвящают время их чтению, анализу, обсуждению.
Наиболее интересными для детей 6-7 лет являются фольклорные произведения разных стран мира, а также зарубежная литература, включая поэзию. Особое внимание стоит уделять народным сказкам, загадкам, скороговоркам.
Стараясь увлечь детей подготовительной группы художественными произведениями, нужно принимать во внимание следующие моменты:
- интерес детей к книгам;
- способность ребят эстетически воспринимать художественные произведения;
- интерес к поэзии;
- умение читать без помощи взрослых.
Нужно учитывать, что принцип работы со старшими дошкольниками отличается от принципа работы с ребятами 5-6 лет. Педагоги могут усложнять задание, проводя беседы с ребятами касательно содержания произведения и сюжета, поступков героев, задавая вопросы и ожидая логичные, развернутые и аргументированные ответы.
Развивая у детей интерес к книгам, нужно помнить, что многие дети в этом возрасте только учатся читать. Рассматривая книги, они будут пытаться прочитать названия, надписи под картинками, оглавление. Всё это потребует от ребёнка определенных усилий, и задача взрослого — поддержать его и помочь в случае необходимости.
Перед тем как ознакомить детей в подготовительной группе с новым произведением, педагог должен прочитать его вслух, соблюдая интонацию. Во время такого чтения дети смогут составить первое впечатление о книге, пережить новые эмоции.
Важный момент
До начала чтения книги педагог должен сделать интересное предисловие, рассказать об авторе, высказать собственное мнение о сюжете, героях, их поступках. После прочтения книги сюжет и героев можно обсудить с детьми, обращая их внимание на основные моменты.

Знакомство старших дошкольников с художественными книгами включает в себя:
- регулярное чтение стихов, сказок и рассказов вслух с педагогом и самостоятельно;
- специальные задания, направленные на улучшение восприятия новых книг;
- общение с педагогом на основе прочитанной литературы.
Последний пункт подразумевает разные варианты деятельности, начиная от кукольного спектакля и заканчивая ролевым чтением произведения и пересказом с помощью жестов. Каждое занятие в этом случае будет рассчитано на предоставление каждому малышу возможности попробовать себя в разных ролях с обогащением литературного опыта.
В стремлении к речевому совершенству педагоги должны регулярно проверять знания детей в подготовительной группе, обращая их внимание на особенности сказок, стихотворений, рассказов, предлагая процитировать отрывки из них, пересказать или кратко рассказать о содержании.
Важно помнить о том, что воспитание маленького читателя и его способности воспринимать художественную литературу — это сложный процесс, требующий времени. Именно поэтому так важно успешно ввести дошкольника в книжный мир своевременно, попутно совершенствуя развитие речи.