Занятия для ребенка с нарушением зрения

Если у ребенка диагностировано нарушение зрения, с ним обязательно нужно заниматься. Такой диагноз еще не значит, что малыш не сможет учиться, получить образование. У многих нарушение зрения у детейдетей сохранен нормальный интеллект, и правильные занятия помогут им приспособиться к нормальной жизни.

Главная задача родителей — правильно подобрать учебное учреждение. Там должны быть все условия для слабовидящих и слепых детей. Существуют некоторые особенности развития, которые нужно учитывать. Например, проблемы с координацией движения. Тут поможет физическая активность, правильно подобранная физкультура. Занятия лучше начать пораньше, чтобы крохе было проще приспособиться.

3 вида нарушения зрения

Причин слепоты или частичной потери зрения может быть очень много. Часто они проявляются сразу после рождения малыша или же носят патологический характер. Иногда слепота возникает из-за серьезных нарушений работы нервной системы, мозга. У детей, страдающих ДЦП, слепота может стать сопутствующим заболеванием. Бывает так, что из-за травм или болезней возникает постепенно снижение зрения.

Существуют три основные причины, вызывающие снижение зрения или слепоту:Особенности детей с нарушением зрения: как помочь своему ребенку

  • врожденные проблемы;
  • наследственные заболевания;
  • полученные нарушения (последствия травм, болезней).

Некоторые особенности развития детей с такими проблемами стоит учитывать. Например, они лишены возможности видеть лицо человека, и это сильно сказывается на эмоциональном развитии.

Малыш не может опознать по мелким мимическим признакам, как это обычно происходит, изменение настроения другого человека.
Часто голос и выражение лица слепого будут безэмоциональными, даже если он радуется или грустит.

Гораздо легче работать с детьми, у которых нарушение зрения наступило вследствие травмы или болезни. Они имеют представление об окружающем мире. Для них мир все еще существует – он есть в воображении, снах, мечтах. Они не оторваны от действительности так, как слепые от рождения. Хотя их поведение часто носит депрессивный характер. Это затрудняет обучение и общение с ними.

Особенности развития

Зрение дает нам практически полное представление о мире вокруг. На долю зрения приходится 90% всей поступающей к нам информации. Слух, вкусовые, тактильные ощущения и обоняние составляют оставшиеся 10%.

У малышей, которые лишены возможности видеть, совершенно иные представления о мире. Тут все зависит от тяжести нарушений и от того, когда они наступили. Если с самогонарушение зрения у детей рождения, то развитие малыша идет по особому пути. Он не знает точно, как выглядят предметы, что такое цвета. Для него мир складывается их звуков, очертаний предметов, качеств поверхности.

Детям с такими проблемами сложнее выстроить связь «название предмета – его изображение». Конечно, такие нарушения не дают им быть достаточно самостоятельными. Слепой малыш зависит от родителей. Специальные школы и обучающие техники помогают детям с нарушениями зрения ориентироваться в мире.

Особенности развития охватывают младший дошкольный возраст. Именно сейчас формируется психологическое и эмоциональное восприятие. Также идет активное физическое развитие.

Нужно уделять много времени подвижным занятиям, играм. Это помогает развивать хорошую координацию движений, способность ориентироваться. Правда, не виды активности пойдут на пользу.

Перед тем как начать занятия, проконсультируйтесь у офтальмолога.
Иногда стоит избегать чрезмерного напряжения или давления. Это может усугубить проблему.

Психофизиология

Некоторые особенности развития свойственны всем слепым детям и детям с серьезными нарушениями зрения:

  • отмечается отставание в умственном развитии (возможно, небольшое) из-за невозможности видеть окружающий мир, понимать свойства и природу предметов;
  • периоды развития малыша, который видит, и незрячего не идентичны. Даже при сохраненном интеллекте. Дело в том, что другим органам чувств нужно приспособиться заменять зрение так, как это возможно;
  • развитие идет непропорционально. Например, хорошо развито мышление, а вот двигательные функции пострадали (плохая координация).

Плохая координация усиливает страхи слепых детей. Они неуверенно чувствуют себя даже там, где нет никаких опасностей. Их движения часто порывистые, резкие. Зато развитие мелкой моторики идет гораздо лучше, чем даже у видящего крохи. Пальцы становятся более чувствительными, ведь этот теперь особый способ «видеть».

Чтобы не усугублять слабовидящие детиинтеллектуальные проблемы, обязательно нужны занятия. В специальных школах программа как можно более близко подходит к обычной школьной. Тут учат читать по специальной азбуке, разбираться в премудростях математики и родной речи, много читают вслух. Для малышей с разными нарушениями предлагаются разные программы. Кто-то может увидеть с помощью ярких красок и крупных форм, кому-то все дают трогать.

У всех учеников есть возможность получить представление о мире. Кроме обычных занятий тут проводятся коррекционные. Если можно помочь как-то восстановить или поддержать зрение, то воспитатели и врачи помогут это сделать.

Обучение

Есть некоторые особенности самого процесса обучения. Необходимо уделять крохе максимум внимания. Его нельзя оставить одного изучать материал – воспитатель и учитель должны быть рядом. Сначала это кажется очень тяжелой нарушение зрения у детейзадачей.

Многие родители слепых детей отмечают, что начало занятий в школе казалось настоящей мукой для них и для детей. Нужно повторять одно и тоже движение десятки раз. Но дети быстро учатся. Уже через несколько месяцев малыш входит в ритм обучения, ему становится легче. Он сам ищет некоторые пути решения проблемы.

Для детей с нарушениями зрения обязательно нужно подбирать специальный садик, школу. Там они смогут на все 100% реализовать свой потенциал. Часто нарушение зрения никак не связано с интеллектом. Интеллект сохранен и требует знаний, тренировки, обучения новому. Оставить такого ребенка вообще без внимания неправильно.нарушение зрения у детей

Для маленьких детей важно подбирать правильные игрушки. Они должны содержать крупные выпуклые детали.

Так слабовидящий или слепой малыш сможет с помощью ручек изучить игрушку. Это поможет понять, как устроено лицо человека, его тело. Для слабовидящих лучше подбирать яркие игрушки – так они смогут различать цвета. Обучение с раннего возраста становится движущей силой развития. Иначе крохе будет страшно, тяжело в незнакомом и непонятном мире. Без должного внимания дети с нарушениями зрения часто замыкаются в себе, не идут на контакт.

Развитие речи

Главная проблема в том, что дети не видят артикуляции. Обычные дети учатся, глядя на родителей, сами этого не замечая. Мы проговариваем слова, звуки – в этот момент форма рта меняется, губы вытягиваются или, наоборот, сжимаются. Все эти мелкие движения хорошо видны зрячим детям и невольно усваиваются. У них меньше проблем с речью, чем у малышей с потерей зрения.

Для незрячих детей освоение речи — длительный процесс.нарушение зрения у детей Они начинают воспринимать на слух, повторяют слова. Но у большинства присутствуют речевые дефекты. Исправить их трудно, ведь обычно логопед работает со зрячим малышом, показывая ему положение губ и языка. А тут помочь могут только длительная тренировка, правильная речь у родителей и воспитателя.

Для развития речи необходимо чаще читать малышу, разговаривать с ним, подталкивать его к общению. Тут то же правило, что и со зрячими детьми: общение в группе сверстников многому может их научить. Это всегда обмен опытом, и в том числе речевым.

Творческое развитие

Многие незрячие дети интересуются лепкой, работой с красками. Рисовать пальцами, лепить — для них это особый способ общаться с миром. Некоторые из них становятся весьма талантливыми в художественной сфере. А еще у таких детей может быть очень хороший музыкальный слух.

Родителям необходимо нарушение зрения у детейобратить внимание на таланты ребенка. Художественный кружок или специальная музыкальная школа могут стать настоящей отдушиной для ребенка с потерей зрения.

Слепые люди нередко увлекаются спортом. Почему бы и нет? Они могут тренироваться, участвовать в соревнованиях и побеждать так же, как и зрячие. Главное — заинтересовать ребенка такой деятельностью. Конечно, поначалу будет тяжело. Спорт помогает в развитии координации движений. Это как раз то, чего не хватает слепым и слабовидящим.

Социальное развитие

Не стоит ограничивать круг общения ребенка с нарушением зрения. Для него полезно играть с другими детьми, и неважно, видят те или нет. Так малыш становится более уверенным в себе и своих силах. Если ему удается подружиться с кем-то, это замечательно.

Нельзя давать понять ему, что он «не такой, как все» и это плохо.
Да, малыш с потерей зрения отличается от других, но это не делает его хуже.

Давайте ему задания по дому. Например, поливать растения, протирать пыль. Показав несколько раз, как это делается, вы можете доверить ребенку эти простые обязанности. Конечно, придется помочь ему, подвести, подать что-то, указать место. Обычно дети с гордостью принимают на себя такие обязанности. Это дает им ощущение собственной значимости.

Подобные нарушение зрения у детеймаленькие домашние дела — хороший толчок для развития ребенка. Многие родители не понимают этого, ограждая детей от любых дел. Так они становятся абсолютно несамостоятельными, не могут даже чуть-чуть позаботиться о себе.

Еще страшнее, если их полностью ограждают от здоровых детей. Играя и общаясь лишь в своем кругу, детишки с нарушением зрения многое теряют. Игра с обычными детьми может многому научить на простом, детском уровне.

Выбор детского сада и школы

Для детей с разными нарушениями зрения вполне возможно получение образования. Нельзя ограничивать их в общении и школаразвитии. Можно подобрать хороший садик или школу. Главное, что так малыш будет чувствовать себя таким же, как остальные дети. Здесь учатся, общаются, играют и заводят друзей. В садике или школе для детей со сниженным зрением работают специалисты. Они могут ответить родителям на многие важные вопросы по поводу коррекции зрения, возможностей малыша, дальнейшего обучения.

Выбирая учебное заведение, обратите внимание на следующие моменты:

  • в одной учебной группе должно быть не более 10-15 человек. Это позволит воспитателям уделить максимум внимания всем деткам;
  • программа обучения выбирается индивидуальная;
  • обязательно присутствует аппаратура, которая помогает детям;
  • многие садики и школы для детей с проблемным зрением проводят коррекционные занятия;
  • здесь нет насмешек и обид со стороны других детей, все находятся в одинаковых условиях;
  • школы помогают адаптировать ребенка в обществе. У них есть программы социального развития малышей и подростков;
  • учебники используют шрифт Брайля, так что малыш научится читать.

У малышей с нарушениями зрения есть все возможности учиться, получить профессию и работать. Сегодня много школ, кружков развития, спортивных секций для тех, у кого серьезные проблемы со зрением. Это помогает им получить нормальное детство, такое же, как и у видящих ребятишек.

Профилактика

Самое главное – вовремя выявить проблему. Для этого нужно всегда в установленное нарушение зрения у детейвремя посещать офтальмолога, проходить проверки. Первая проверка зрения ждет малыша в 1 месяц. Врач может заметить первые признаки проблемы уже в таком раннем возрасте, и тогда лечить или поддерживать зрение будет гораздо проще. А еще у родителей будет больше времени, чтобы сориентироваться.

Что можно делать для профилактики проблем со зрением?

  1. Не перегружать глаза. Меньше телевизора, компьютера. Нельзя полностью ограничить малыша в этом, но нужно соблюдать временные рамки.
  2. Подобрать правильное освещение в комнате, за рабочим столом.
  3. Носить правильно подобранные очки, если необходимо.
  4. Принимать витамины для глаз.
  5. Избегать нахождения на солнце без специальных очков.
  6. Регулярно наблюдаться у окулиста, следовать его предписаниям.

Таким образом можно спасти зрение, если оно уже страдает. Иногда стоит подождать несколько лет, а затем можно будет сделать коррекционную операцию. Такую возможность не нужно исключать. Многие болезни глаз поддаются лечению, даже если зрение сильно упало.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий